В «ГЭС-2» продолжаются исследования звукового пространства. Концерты, проходящие в Доме культуры на Болотной набережной, позволяют услышать диалог музыки и архитектуры, который таит под своими сводами творение архитектора Ренцо Пьяно. Уникальные акустические особенности павильонов и ультрасовременного актового зала притягивают современных композиторов, работающих с инструментами и электроникой. Здесь уже звучали мировые премьеры Владимира Горлинского, Антона Светличного, композиции Алексея Сысоева, Тристана Мюрая и других. Настал черед Сергея Невского и Олега Гудачёва — композиторов, активно пишущих по заказу фонда V-A-C (и, соответственно, «ГЭС-2»). На днях Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) представил две новые пьесы композиторов. В программе под названием «Геометрия звука» можно было буквально увидеть, как рождающаяся на глазах музыка образует специфические звуковые формы и складывается в особые конструкции. Надежда Травина побывала на премьере.
Актовый зал «ГЭС-2», где и прозвучали пьесы Невского и Гудачёва, будто бы идеально отвечает самым радикальным композиторским запросам. Большое сценическое пространство, разделенное зрительскими многоступенчатыми рядами, украшают колонки, увешанные в разных углах, позволяя создавать удивительные акустические эффекты. В «Трилогии для ансамбля: I. Пространство» Сергея Невского электроники не было, но ее присутствие достигалось путем звуковых наложений, образующих ту самую геометрию звука. Пьеса открывала цикл, написанный композитором в период пандемии и адресованный ансамблям новой музыки — МАСМ (первая часть), ensemble recherche (вторая часть была исполнена в прошлом году) и ensemble mosaic (премьера ожидается в конце марта). Здесь можно было услышать тонкую работу композитора с тембрами, причудливые диалоги инструментов, ведущих свои едва уловимые на слух мелодические линии. Впрочем, при всей эфемерности звучания логика развития музыкального материала была прочерчена Невским весьма четко, как в партитурах Веберна. МАСМ под управлением Ольги Власовой удалось сохранить этот баланс рационального и иррационального, показать детально все эти геометрические пропорции, облаченные в тонкую звуковую материю. «Первая часть трилогии построена на звучании независимых друг от друга инструментов и инструментальных групп, каждая из которых существует в собственном темпе, порой перестраиваясь на ходу. Работая в такой логике, ты неизбежно сталкиваешься с двумя естественными ограничениями: каждая из самостоятельных групп, звучащих одновременно, должна быть хорошо слышна — и в то же время образовывать некое органичное единство, не скатываясь в умозрительный хаос. Меня окрыляла идея объединить разомкнутую драматургию, свойственную пространственным композициям, и драматургическую цельность обычного ансамблевого письма», — говорит Сергей Невский.