В Москве, Санкт-Петербурге и Туле прошли концерты в рамках международного фестиваля «Триумф джаза». С 2001 года его команда с успехом представляет российской публике ведущих джазовых музыкантов современности, более сотни настоящих легенд. Здесь выступали Билл Эванс, Маккой Тайнер, Ди Ди Бриджуотер, Дэйв Холланд, Гэри Бертон, Ли Кониц, Ли Ритенаур, Рой Хэйнз, Тутс Тилеманс, Билли Кобэм, Джино Ваннелли, Гэри Бартц и другие. В этом году основатель фестиваля, известный джазмен Игорь Бутман объединил вокруг себя лучших интерпретаторов джазовой музыки с разных стран - от Дмитрия Маликова до индонезийского ансамбля. Также в рамках фестиваля состоялся IX фестиваль-конкурс «Детский Триумф джаза», где студенты и учащиеся детских музыкальных школ демонстрировали свое умение постигать азы джазового искусства. Надежда Травина побывала на открытии «Триумфа джаза» в Московском Доме Музыки и делится впечатлениями.
Если посмотреть афишу концертов фестиваля «Триумф джаза» (да и в принципе любых других проектов Игоря Бутмана), буквально захватывает дух от широкого спектра программ на любой вкус. Для поклонников джаза — направления, которое окончательно стало «обрусевшим» и пустило свои корни в российскую культуру — организаторы приготовили феерические вечера с участием академических, эстрадных и, конечно же, джазовых артистов. Радует, что в условиях, когда западные исполнители сегодня не так часто балуют публику своим присутствием, фестиваль «Триумф джаза» привез музыкантов из Турции, Индонезии и Таиланда — стран, в которых джаз окрашен в национальный колорит. В этом году фестиваль охватил сразу три российских города — Москву, Санкт-Петербург и Тулу, тем самым привлекая поток слушателей не только из двух столиц, но и из регионов. В Москве концерты состоялись при огромном аншлаге на двух крупных площадках — в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки и в Клубе Игоря Бутмана.
На концерте-открытии выступили музыканты, которые вряд ли бы объединились в какой-либо другой программе: оперная примадонна Хибла Герзмава, джазовые виртуозы Олег Аккуратов и Петр Востоков, индонезийский этно-джаз-бенд Keubitbit Band и квартет таиландского саксофониста Патхорна Срикаранонды. В этом и есть талант Игоря Бутмана — привлечь совершенно разных по духу, образованию, национальности музыкантов, «заразить» их своими идеями и, самое главное, показать, что джазовую музыку можно исполнять не только ее специалистам. Пример Хиблы Герзмава — самый показательный. Солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, покорившая оперные сцены по всему миру, уже не в первый раз пробует себя в амплуа джазовой певицы, участвуя в проектах Бутмана. На открытии «Триумфа джаза» она представила свою программу с говорящим названием Хибла JAZZ — в сопровождении Московского джазового ансамбля спела хиты западной эстрадной музыки и советские шлягеры в джазовой аранжировке. Безусловный восторг вызвала песня Fly me to the moon Барта Ховарда, прославившаяся благодаря Фрэнку Синатре: Герзмава исполнила ее в смешанно эстрадно-академической манере, в достаточно свободном темпе и допуская тесситурные вольности, ничуть не нарушившие течение музыки. С большим удовольствием зал подпевал советским хитам «Весна идет», «Я шагаю по Москве», украшенными джазовыми инструментальными импровизациями. Но самым пронзительным номером программы Хиблы Герзмава стал ее дуэт с пианистом Олегом Аккуратовым. Для своего совместного выступления они выбрали композицию «Эхо», известную благодаря исполнению Анны Герман: под тихий, нежный аккомпанемент Московского джазового ансамбля эта великая баллада о любви предстала как настоящее лирическое откровение.
Второе отделение продолжилось выступлением пианиста Олега Аккуратова и трубача Петра Востокова. Музыканты впервые объединились в джазовый дуэт, чтобы подарить публике целую россыпь джазовых сетов и любимые мелодии 30-х. Ожидаемый ажиотаж вызвали перформансы зарубежных гостей. Колоритный ансамбль из Индонезии Keubitbit Band погрузил в атмосферу музыки острова Суматра, уходящей корнями в культуру народа ачех. История коллектива берёт своё начало в Джакарте в июне 2014 года. Само название Keubitbit — это слово ачехского языка, которое можно перевести как «торжество». К настоящему времени дискография группа насчитывает студийный альбом, вышедший в 2017 году, и два сингла, на создание одного из которых — Pemulia Jamee — музыкантов вдохновил народный танцец ачех, известный как рато джару. По стилистике их композиции напоминали смесь джаза, этно и поп-музыки, особый колорит звучанию придавали фольклорные инструменты Рапа’и (барабан ачех) и серуне кале (флейта ачех). Монотонные мелодические фразы, усиленные энергичными ритмами, надолго врезались в память — как минималистские паттерны, они повторялись неоднократное количество раз.
А завершили вечер участники таиландского квартета под руководством саксофониста Патхорна Срикаранонды. Его музыкальная карьера весьма многогранна и охватывает различные направления, будь то исполнительское и композиторское искусство, художественное руководство, преподавание и консультационная деятельность. Срикаранонда интересуется всеми музыкальными жанрами, но главным своим интересом считает джаз и классическую музыку. В Московском доме музыки его бэнд представил подборку лирических мелодий в джазовой обработке, где особая роль отводилась чарующему тембру саксофона: что говорить, это был подлинный триумф джаза.