В Московской филармонии в рамках собственного абонемента выступили Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В этот раз коллектив представил монографическую программу, посвященную Рахманинову, таким образом, присоединившись к празднованию его 150-летия. Символично, что симфонические произведения великого композитора прозвучали в день его смерти. Также в концерте принял участие лауреат международного конкурса имени Чайковского, выпускник Московской консерватории, пианист Константин Емельянов. В амплуа конферансье, как и во многих других проектах оркестра, выступил лектор Артем Варгафтик. Надежда Травина делится впечатлениями.
С музыкой Рахманинова Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан связывают давние отношения. Коллектив неоднократно исполнял его крупные симфонические произведения, а 2023 году выпустил виниловый альбом из двух пластинок, который включал в себя Третью симфонию и «Симфонические танцы». Также в Казани каждый год проходит рахманиновский фестиваль «Белая сирень», в котором принимают участие ведущие исполнители России и других стран. Художественный руководитель Госоркестра Республики Татарстан, дирижер Александр Сладковский уверен, что музыка Рахманинова остается актуальной во все времена, а его «творчество нам помогает жить и делает нас лучше». Убедиться в этом в очередной раз пришлось на концерте ГАСО РТ в Московской филармонии, где временно вместо традиционных звонков раздаются первые такты рахманиновских «Колоколов».
Вечер открылся симфонической фантазией «Утес» — сочинением 20-летнего Рахманинова, который здесь только ищет собственный музыкальный язык. Это чувствуется уже в медленном вступлении, который ГАСО РТ представил как сказочное эпическое повествование, близкое, скорее, Римскому-Корсакову и Лядову. Перед слушателями будто наглядно вставали образы одинокой скалы и золотой тучки из стихотворения Лермонтова «Утес», который композитор выбрал в качестве эпиграфа. Госоркестру Республики Татарстан удалось мастерски показать эти живописные звуковые картины: легкие пассажи флейты сменяли лирические темы гобоя и валторны, тихое пианиссимо — оглушительное форте, медленное неспешное движение — стремительный танец природных стихий. Маэстро Сладковский подчеркнул не только звукоизобразительность рахманиновского опуса, но и скрытый драматизм. Свой «Утес» композитор написал после разрыва отношений с возлюбленной, и эти переживания отчетливо слышались в экстатических кульминациях, исполненных подопечными Сладковского с характерными для них патетикой и страстью.
После раннего сочинения Рахманинова прозвучало его позднее, одно из самых известных сегодня — «Рапсодия на тему Паганини». Цикл из 24-х вариаций в сопровождении ГАСО РТ исполнил Константин Емельянов — «тихая суперзвезда», как его окрестили музыкальные критики. Свойственная этому пианисту сдержанность вступала в диалог с эмоциональностью оркестра, солист и музыканты Госоркестра Республики Татарстан удачно дополняли друг друга, были единым целым. В быстрых вариациях в игре Емельянова сквозила будто некая поспешность, суетливость, однако аккуратный и выразительный аккомпанемент оркестра помогал сохранить и темповый, и динамический баланс. Знаменитая тема 24-го каприса Паганини предстала в самых разных трансформациях, вплоть до полной неузнаваемости в лирической ре-бемольной вариации, сыгранной исполнителями буквально на «разрыв души», со всей искренностью и полнотой. После заслуженных долгих оваций публики Константин Емельянов подарил публике на бис «Элегию» Рахманинова — поэтическую меланхоличную миниатюру, прозвучавшую с ноткой легкой грусти.
Целое отделение концерта Госоркестра Республики Татарстан заняла Вторая симфония Рахманинова, созданная в Дрездене как посвящение земле русской. Это сочинение можно назвать знаковым для маэстро Сладковского: именно его Александр Витальевич дирижировал в первом туре конкурса Прокофьева, во многом определившего его творческую судьбу. В Московской филармонии Вторая симфония прозвучала как грандиозная симфоническая фреска, написанная уже зрелым опытным композитором, пережившим эмоциональную трагедию после неудачного исполнения Первой симфонии. Госоркестр Республики Татарстан выстроил четырехактную симфоническую драму, полную предельных контрастов и широкого спектра образов. В Первой части суровая тема виолончелей и контрабасов, близкая интонациям знаменного распева, мягкие фразы скрипок словно воплощали ту самую тоску по родине — чувство, неразрывно связанное с Рахманиновым; энергичное, взволнованное сонатное аллегро можно было сравнить с живой реакцией композитора на ситуацию, связанную с невозможностью приехать на родину. В стремительном скерцо музыканты погрузили в атмосферу зимнего русского пейзажа. Причудливые мотивы гобоя ассоциировались с народными наигрышами, типичная рахманиновская колокольность — с несущейся тройкой лошадей и звоном бубенцов. Третья часть у ГАСО РТ получилась в духе позднеромантических симфонических поэм: мечтательная тема скрипок уступила томному голосу кларнета (восхищало, насколько продуманно, четко и детально маэстро Сладковский выстраивает все эти диалоги-переклички). Ликующий финал, объединивший в себе темы предыдущих частей, стал торжественным итогом симфонии, в которой предвкушение счастья победило пессимизм. Здесь Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан словно отдал волю чувствам, показав истинного Рахманинова — последнего русского романтика ушедшей эпохи, чье 150-летие сегодня отмечает вся страна.