В Доме культуры «ГЭС-2» продолжаются концерты современной академической музыки — российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных композиторов нашего времени. После недавнего успешного показа оперы Янниса Кириакидеса «Спросите Аду», любителей сложных концептуальных партитур ожидал еще один подарок, отчасти продолжающий идею диалога эпох на выставочном проекте «Настройки-3». Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и солисты исполнили сочинение «Любовь поэта» одного из самых востребованных сегодня композиторов Алексея Сысоева в диалоге с циклом Густава Малера «Песнь о Земле» (в камерной версии Арнольда Шёнберга). Концерт стал наглядным примером того, как изобретательно, не теряя авторского почерка, можно переосмыслить традиции, дерзко посягнуть на сам феномен романтического искусства, при этом сохраняя связь с его основой. Надежда Травина делится впечатлениями.
Само название пьесы Алексея Сысоева — «Любовь поэта» — для тех, кто «в теме», намекает на одноименный и, пожалуй, самый знаменитый вокальный цикл Роберта Шумана. Сысоев не просто на расстоянии вступает в диалог с великим предшественником, он берет те же тексты Генриха Гейне и пишет свою музыку для камерного состава и женского голоса. Пьеса была создана по заказу шумановского фестиваля в Дюссельдорфе, но может в целом восприниматься как оммаж романтизму XIX века. Здесь трудно обнаружить светлые лирические настроения, пылкость, мечтательность, свойственные большинству шумановских сочинений. Композитор исследовал самые темные стороны человеческой души максимально радикальными средствами: «Порыв сменился депрессией, восторг — болезненным исступлением и даже истерикой, сердечное признание — тяжелой угрозой». В результате в Актовом зале «ГЭС-2» публика услышала своего рода перевернутую Lied. Солистка Ольга Россини пела в крайне высокой тесситуре фонемы и слоги (тексты Гейне представали фрагментарно), а МАСМ под управлением Фёдора Леднёва погружал в резкую пучину сонорных звуков, призвуков, шумов, усиливающихся в своем масштабе и динамике. Музыканты словно воспроизводили одну из картин Эдварда Мунка и одновременно отсылали к сегодняшним чувствам и эмоциям в искаженной действительности. В процессе исполнения случился досадный коллапс со звуком, который весьма расстроил автора, однако это не помешало восприятию и, разумеется, не остановило исполнителей, в очередной раз блестяще осуществивших премьеру.
В пару к Алексею Сысоеву поставили, не много не мало, корифея эпохи романтизма — Густава Малера. И в том, что из всех его опусов, была выбрана симфония «Песнь о Земле», есть свой резон. В этом сочинении великий австрийский композитор словно прощается с романтизмом, рефлексирует по нему в наступившем XX веке, и осторожно встает на дорожку модернизма и даже тихого экспрессионизма. Последнее особенно чувствуется после откровенно «кричащей», «надломленной» атмосферы в пьесе Сысоева: у Малера ярко экзальтированной драмы как таковой нет, но налицо — трагическая исповедь одинокого художника (цикл создавался в один из самых тяжелых периодов его жизни). И это особенно подчеркивает камерная версия «Песни о Земле» Шёнберга, который свел тройной состав симфонического оркестра к ансамблю солистов. МАСМ бережно сохранил романтический накал этой партитуры, погружая в красивые выразительные темы, всякого рода звукоизобразительность («птичьи» трели у флейты, глиссандо у арф), наполняющие акустику Актового зала. Тенор Борис Рудак и баритон Константин Сучков идеально вписались в эту идиллическую картину, пропевая философские тексты из сборника древней китайской поэзии с аристократическим австро-немецким благородством. Финал, решенный в духе типично малеровского Abschied, своего рода подвел итог этому вечеру, начавшемуся с боли от любовной утраты и закончившемуся смирением с ней. После исполнения «Песни о Земле» многие отмечали некую затянутость, неторопливость звучания, словно тормозящего процесс, запущенный пьесой Сысоева. Но разве может быть прощание поспешным?...