В Москве и Санкт-Петербурге стартовала главная музыкальная Олимпиада страны —XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Легендарное состязание пианистов, скрипачей, виолончелистов, вокалистов (а с недавнего времени еще и исполнителей на медных и деревянных духовых инструментах) спустя четыре года после предыдущего вновь откроет новые имена. Именно конкурс Чайковского подарил путевку в жизнь таким выдающимся артистам как Елена Образцова, Зураб Соткилава, Владимир Спиваков, Давид Герингас, Хибла Герзмава, Денис Мацуев. Еще в далеком 1958-м, с блестящей победы американского пианиста Вэна Клайберна, конкурс объединил разные страны, национальности, культуры, показав, что настоящее искусство не имеет границ. Сегодня в две российские столицы прибыли 236 талантливых музыкантов из 23 стран мира. За их битвой на сценах будут наблюдать слушатели как в залах, так и онлайн (прямая трансляция всех прослушиваний ведется на официальном сайте конкурса и ВКонтакте). Но решающее слово, конечно, останется за жюри. Надежда Травина посетила открытие и первый тур прослушиваний номинации «фортепиано» в Большом зале Московской консерватории и рассказывает о наиболее ярких участниках и атмосфере XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Красная ковровая дорожка, памятник Чайковскому, окруженный флагами разных стран, духовой оркестр, исполняющий у колонн Большого зала «Вальс цветов»… Случайные прохожие и посетители мишленовских ресторанов на Большой Никитской невольно стали свидетелями исторического события, а именно торжественного открытия XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Главный музыкальный праздник страны все-таки стартовал, несмотря на разного рода опасения (получится ли провести конкурс в нынешней действительности, приедут ли иностранцы?). Ясности долго не было, и неофициальным слоганом-мемом конкурса стала фраза «наберитесь терпения» от организаторов, обращенная к подписчикам в соцсетях. В итоге, имена участников и жюри стали известны едва ли не накануне. Многие с удовольствием увидели в списке соревнующихся своих однокурсников, уже известных молодых исполнителей, а также лауреатов недавних конкурсов — имени Рахманинова и Хиблы Герзмава (вокалисты).
Перед официальным открытием делегация конкурса — министр культуры Ольга Любимова, Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова и члены жюри всех специальностей — возложили букеты алых роз к подножию памятника Петру Ильичу. А уже в нарядно украшенном БЗК первым номером прозвучала именно его музыка — ликующий Полонез из оперы «Евгений Онегин», который сыграли Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением сопредседателя Оргкомитета конкурса Валерия Гергиева. Маэстро и его подопечные весь вечер сопровождали выступление лауреатов прошлых конкурсов — скрипача Павла Милюкова, оперной певицы Хиблы Герзмава, обладателя Гран-при, монгольского баса Ариунбаатара Ганбаатара, виолончелиста Александра Рамма. К этому параду звезд присоединился и 84-летний китайский пианист Лю Ши Кунь, который занял второе место еще на самом первом (!) конкурсе — вот такая мощная и трогательная получилась реприза. А завершал и вместе с тем дал отличный задел грядущим прослушиваниям председатель жюри пианистов Денис Мацуев. Зал оглашали до боли знакомые аккорды Первого фортепианного концерта Чайковского — можно сказать символа конкурса, в очередной раз подтвердившего свой высокий статус и мировое значение.
Накануне прослушиваний первого тура в каждой номинации прошла жеребьевка, а у пианистов еще и состоялся выбор роялей (Steinway, Yamaha, Kawai, Yangtze River). 25 скрипачей, 25 пианистов, 25 виолончелистов, 65 вокалистов и 96 духовиков узнали свой порядок выхода на сцену: кому-то посчастливилось закрывать тур (в запасе появилось больше дней на подготовку), кто-то не скрывал досады от того, что вытянул «несчастливый» №1…Следить за выступлением каждого физически было невозможно, марафон объединил пять площадок Москвы и Петербурга, однако даже по онлайн-фрагментам и частичному присутствию в залах уже можно сделать промежуточные выводы. Конечно, нет смысла говорить о высочайшем исполнительском уровне участников, эту высокую планку установила еще «старая» школа мастеров, покорившая конкурс с момента его рождения. Эти же мастера — консерваторские профессора — и передали свой опыт нынешним талантам, которые, к слову, давно не новички на сцене и успели выиграть десяток различных конкурсов (а «Чайник» — это своего рода музыкальный Эверест, который им нужно покорить). Трудно сказать, по каким критериям будут судить жюри, однако в приоритете здесь, безусловно, чистота интонации, техническая составляющая, умение раскрыть тембр инструмента, артистизм, ну и выбор программы, с которой можно элементарно справиться. И не будем забывать о таких вещах как банальное волнение, забывание текста, нервы, атмосфера конкуренции, кашляющая невоспитанная публика: все это может сыграть огромную решающую роль в дальнейшей судьбе участников на конкурсе.
Безусловно, отдельного упоминания достойны прослушивания первого тура во всех номинациях. Однако пока остановимся на пианистах, с легкой руки Вэна Клайберна ставших особыми объектами внимания публики — музыкальных критиков, друзей по специальности, педагогов, меломанов и прежде всего восторженных пожилых женщин. В этом году список конкурсантов по традиции составили воспитанники Московской консерватории: лауреат рахманиновского конкурса Александр Ключко, главная консерваторская звезда Константин Хачикян, догоняющие их статус молодые перспективные исполнители Николай Кузнецов, Тимофей Доля, Антон Яшкин, Валентин Малинин. Также традиционно на конкурс Чайковского приехал один из учеников Рены Шерешевской — педагога, открывшего талант победителей конкурсов Люки Дебарга и Александра Канторова; в этом году ее класс представил японско-французский пианист Марсель Тадокоро, удивившей своей свободной, почти раскованной манерой игры (что примечательно, в «ХТК» Баха). За победу намерен бороться и еще один небезызвестный многим пианист — выпускник, а ныне преподаватель Гнесинки Станислав Корчагин, исполнивший свою программу максимально эмоционально и технически мощно. Уверенно о себе заявил пианист из Ростова-на-Дону Сергей Давыдченко (многие его помнят по конкурсу Grand Paino Competition), показавший наиболее осмысленное и безупречное исполнение среди других в своей тройке. Но не будем забывать и об азиатских участниках, которые всегда демонстрируют хороший результат, и о темных лошадках, чья индивидуальность в первом этапе еще не раскрылась. Впереди нас ждут насыщенные горячие дни, обсуждения и споры, триумфы и разочарования — разумеется, не только у пианистов, но и у претендентов на победу в других категориях. Об этом чуть позже, продолжение следует…