Легендарный конкурс, отмечающий в этом году свое 65-летие, в самом разгаре: в Москве и в Санкт-Петербурге завершился второй тур в каждой из шести номинаций. Но буквально несколько дней назад нынешнее состязание пианистов, виолончелистов, скрипачей, вокалистов и исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах было под угрозой срыва. После вынужденного введения КТО в Москве и стремительно разворачивающихся исторических событий у многих возник вопрос, не отменят ли XVII конкурс Чайковского в принципе. К счастью, ситуация в стране не повлияла ни на участников, ни на сами выступления, и организаторы поспешили успокоить — прослушивания состоятся, show must go on. За это время у публики уже появились свои фавориты, а у жюри прибавилось работы и обсуждений: на втором туре явных аутсайдеров не наблюдалось, и отсеивать кого-либо становилось все труднее и труднее. Ко своему экватору конкурс Чайковский подошел с целой россыпью интереснейших концертных номеров (именно так уместно назвать эти прослушивания), раскрывающих индивидуальность каждого участника. Надежда Травина попыталась подвести промежуточные итоги в номинациях XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Начнем в этот раз со скрипачей, соревнующихся в Малом зале Московской консерватории под пристальными взглядами жюри (председатель — Виктор Третьяков) и публики. В первом туре участникам предстояло играть два обязательных сочинения — знаменитый 24-й каприс Паганини и «Вальс-скерцо» Чайковского. Во втором программа носила более свободный характер, конкурсантам дали возможность выбора произведений. Скрипачи выступали как соло, так и в дуэте с концертмейстером, чью бесценную помощь жюри справедливо решили отметить специальной премией. Уже в первом туре заметно проявила себя так называемая плеяда выпускников скрипичной школы Московской консерватории. Отметим миниатюрную Анну Савкину, удивившую своей неожиданно экспрессивной манерой игры в «Чаконе» Баха (что явно не оценили судьи, не пропустившие ее дальше); ученицу Эдуарда Грача Агафию Григорьеву, которая хоть и взяла трудную программу, но в целом и выступила в ученическом ключе; Софью Девуцкую, при всей яркости игры грешившую интонационными и техническими неровностями; Леонида Железного, который запомнился свободной, словно непринужденной манерой игры; Инну Якушеву, которой чуть-чуть не хватило сил и эмоциональной стабильности выйти в финал (впрочем, жюри назвали ее лучшим участником второго тура). В целом, два тура скрипачей показали не просто высокий исполнительский уровень (об этом было сказано уже не раз), но и уже зрелые, а у кого-то и новый подход к выступлению (так, например, японец Юджин Каваи не использовал мост). В финале мы услышим шесть сильнейших больших артистов, которые будут представлять скрипичные концерты Чайковского и Моцарта. Среди них — концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра Елена Таросян, покорившая своим темпераментом и лихой виртуозностью, представитель музыкальной династии Даниил Коган, уверенно и легко справившийся с Сонатой Бартока, и Равиль Ислямов, проявивший себя безупречно и филигранно как в «обязательной» программе, так и в «свободной», в фантазии на темы «Порги и Бесс».
У виолончелистов страсти кипели не меньше, чем у скрипачей, а члены жюри во главе с Александром Князевым, в отличие от своих коллег по другим номинациям, поблажек не делали — в следующие туры проходило ранее заявленное количество участников, список не расширялся. В виолончельной конкурсной команде процент иностранных музыкантов, пожалуй, оказался самым большим: в Санкт-Петербург приехали представители Австралии, США, Южной Кореи, Китая, которые боролись с выпускниками Московской и питерской консерваторий. По регламенту, в первом туре жюри должно было оценивать разные версии Прелюдии и Сарабанды из сюит Баха № 3, 4, 5 или 6, Pezzo capriccioso Чайковского и один из каприсов Пиатти, соч. 25 (остальное – на выбор участников); во втором — сочинений отечественных и зарубежных композиторов с обязательным Чайковским. Выделим Всеволода Гузова, который от тура к туру покорял своим искусством мелких деталей и виртуозностью (к огромному сожалению в финал не прошел); Лазаря Камински, выступившего в целом неровно, но реабилитировавшегося в пьесе «Кол Нидрей» Бруха; Даниила Владыко, невероятно изыскано сыгравшего во втором туре Прелюдию Рахманинова; Андрея Ефимовского, опытного участника, доказавшего, что он не случайно является солистом оркестра musicAeterna. По итогам двух туров в финале мы услышим шесть конкурсантов, среди которых лидирует Василий Степанов. Виолончелист продемонстрировал уверенное владением смычком, беглую технику, особый лиризм вкупе с артистической свободой, которой так не хватало многим — особенно, в зажигательной Кадрили из оперы «Не только любовь» Щедрина. Его соперником может стать также сильный участник из Южной Кореи Ли Дон Ёл, который показал чудеса выдержки и профессиональную стойкость. Во время его выступления на втором туре внезапно погас свет, но музыкант даже бровью не повел, а в полной темноте доиграл программу в дуэте с концертмейстером.
Вокалистов и духовиков объединим в один блок, поскольку физически проанализировать даже выборочно их выступления невозможно – одних только певцов на конкурс приехало 65 человек. Многие из них, кстати, давно не новички в своей деятельности: это и солисты Большого и Мариинского театров, триумфаторы конкурсов Елены Образцовой и Хиблы Герзмава (председателя жюри), однако нельзя сказать, что эти статусы играли какую-то роль. В первом туре общий уровень исполнения был невысок, многие участники «сыпались» из-за фальшивой интонации и сценической зажатости — не помогала им и комнатная акустика крошечного зала имени Мусоргского, в котором голос элементарно не «летел» к публике. Во втором туре уже определились лидеры — такие как, например, Ольга Маслова, роскошно исполнившую арию Абигайль из оперы «Набукко» Верди и Максим Лисиин, поразившего сложностью и необычностью программы («Билли Бадд» Бриттена и «Герцог Альба» Доницетти). В финале эти и другие конкурсанты выступят на сцене Мариинки-2 в сопровождении оркестра, а это значит, что нас ждут не менее яркие интерпретации уже в «полноценном» оперном формате. Что касается исполнителей на деревянных духовых и медных духовых инструментах, соревнующихся в концертном зале «Репино», в живописном пригороде Питера, то и здесь выступали опытные артисты — солисты РНМСО, оркестра Мариинского и Михайловского театров, конкуренцию которым составили оркестранты зарубежных коллективов. Уровень исполнения был самым разным — от откровенных провалов и неточностей интонации до ярчайших концертных номеров, но в целом эта номинация, появившаяся лишь на прошлом конкурсе, выявила много достойных участников. Среди них — флейтистка Анна Комарова, трубач Степан Бачевич, кларнетист Лев Журавский, тромбонист Северьян Богданов. Посмотрим, кто будет лучшим среди лучших: финалисты выступят в Концертном зале Мариинского театра.
И, наконец, пианисты. Здесь по обыкновению кипели нешуточные страсти и вердикты жюри также по обыкновению вызывали массу эмоций — пожалуй, в этот раз уровень возмущения и удивления у слушателей зашкаливал. Началось с решения не пропустить во второй тур серба Богдана Дугалича — ярчайшего молодого пианиста, который поразил глубоким философским прочтением медленной части Седьмой сонаты Бетховена: энергетика и чувства конкурсанта ощущались даже на последних рядах Большого зала, публика буквально замирала, вслушиваясь в каждый хрустальный звук. Не менее поразил и тот факт, что в финале не будет ученика Рены Шерешевской. Жюри явно не зашла непринужденная, почти импровизационная манера игры Марселя Тадокоро и в целом нетривиальный выбор программы (пьесы дирижера Евгения Светланова, малоизвестная и не очень удачная Соната до-диез минор Чайковского, салонная пьеса Шарля Трене). Отсутствие в финале консерваторских звезд Александра Ключко и Константина Хачикяна, увы, справедливо — оба крайне неудачно, неровно выступили во втором туре, как будто были заранее уверены в прохождении этого этапа или же отчасти повлияла атмосфера конкурса (завышенные ожидания их многочисленных поклонников). Стоит отметить талантливого пианиста из Японии Коки Куроива, подготовившего во втором туре исключительно русскую программу; итальянца Аллесандро Виллава, легко и изящно сыгравшего редкозвучащие Вариации на тему из оперы Паизиелло «Мнимые философы» Моцарта; казахстанца Ернура Еламана, уверенно проявившего себя с самого начала, но не попавшего во второй тур по досадной случайности (забыл текст). Жюри в этой номинации сделало щедрый подарок и расширило список участников каждого нового тура, что вызвало немало споров: Денис Мацуев и его команда в принципе рассеивала все ожидания слушателей, составивших свой шорт-лист. В третьем туре будут действительно жаркие фортепианные баттлы с участием оркестра, а Первый концерт Чайковского многие, скорее всего, за это время выучат наизусть. За победу будут бороться выпускник Гнесинки Станислав Корчагин, уверенно-мощно сыгравший Седьмую сонату Прокофьева и уже свой коронный номер — «Вальс» Равеля; ростовчанин Сергей Давыдченко, доказавший, что детские победы и ученичество давно в прошлом; Джордж Харлионо, пианист с аристократической манерой игры; Мао Сюаньи, виртуозная исполнительница, не побоявшаяся взять во втором туре сонату современного композитора; американец Энжел Вонг, также представляющий Московскую консерваторию; петербуржец Илья Папоян, любимец публики; Ё Соа, владеющая мягким туше и мелкой бисерной техникой и, наконец, обаятельный и тонкий музыкант Валентин Малинин, играющий интеллектуально и с душой. Как распределятся места — узнаем, как обычно в ночи: Денис Мацуев торжественно зачитает имена лауреатов со сцены Большого зала.