В Екатеринбурге состоялся ежегодный музыкальный марафон — фестиваль Ural Music Night, объединивший 360 тысяч слушателей, 100 площадок и 3000 исполнителей. Музыка самых разных жанров и стилей — от хип-хопа до экспериментального метала — звучала на всех ключевых площадках города: опен-эйр сценах, уличных пространствах, барах, домах культуры, на крыше. В этом году на фестиваль приехали как российские артисты, так и представители других стран — Индии, Казахстана, Беларуси, Армении, Сербии. Для тех, кто не успевал посетить все события этой грандиозной ночи, была организована прямая трансляция на платформе Wink, ВКонтакте и на телеканале ОТВ. Тося Чайкина, группа IOWA, Вадим Самойлов, Максим Свобода, «Поющие гитары» — это далеко не полный список громких имен, выступивших для жителей и гостей города со своими хитами. А на следующий день в Доме культуры железнодорожников прошла большая музыкальная конференция, в которой приняли участие блогеры, артисты, продюсеры, музыкальные журналисты, обсуждавшие самые насущные вопросы культуры. Надежда Травина пробежалась по некоторым точкам фестиваля и рассказывает о своих впечатлениях.
Как найти Юлию Чичерину
Главная особенность фестиваля Ural Music Night — несколько концертов в одно и то же время на разных площадках города. Публика была в затруднении: хотелось успеть на всё, хотя бы фрагментарно, но это физически оказалось невозможно. Локации находились хоть и в центральной части города, но далековато друг от друга, а каких-либо шаттлов и других передвижных средств для перевозки зрителей/журналистов организаторы не предусмотрели. Впрочем, перебегая от одной площадки к другой, можно было изучить архитектуру и расположение улиц Екатеринбурга. Для удобства навигации предлагалось скачать специальное приложение, показывающее концертные точки и расписание всех выступлений — и это был довольно полезный помощник (учитывая, что визуальные подсказки — стрелки, карта, указатели — отсутствовали). Найти, где поет Юлия Чичерина или джазовая певица Флора, было непросто, но, надо признать, увлекательно, ты будто проходил живой квест, ориентируясь также по звукам, наполняющим пространство улиц. Именно музыка и была главным навигатором Ural Music Night, привлекала внимание не только тех, кто спешил услышать любимых артистов, но и обычных, ничего не подозревающих горожан. В итоге, на площадках фестиваля наблюдались аншлаги. Например, у ворот окружного Дома офицеров столпилось огромное количество желающих услышать музыкантов патриотической направленности; это желание усиливалось и тем, что вход на все фестивальные локации был свободным.
Танцы на воде и техно во дворе
От изобилия площадок фестиваля Ural Music Night буквально разбегались глаза: бары, музыкальная школа, стадион, музей, балкон, кинотеатр…Стоит представить, сколько сил приложили организаторы, чтобы заполучить согласие арендаторов впустить на свою территорию дух рок-н-ролла, хип-хопа, фанка и блюза. Такое изобилие сцен наглядно демонстрировало то, что музыка давно уже вырвалась из плена концертных залов и вполне комфортно существует в самых необычных местах. В ничем не примечательном дворике, чьи стены украшали изощренные граффити, DJ ANDREY BRAIN играл техно, призывая присоединиться к его сетам. Тут же, поблизости, в Уральской консерватории имени Мусоргского, фольклорный ансамбль «Веретено» показывал чудеса виртуозности на домрах. Если пройти чуть вперед, можно было услышать, как с балкона старинного дома солисты Урал Опера Балета поют арии и романсы. В многочисленных барах в режиме нон-стоп гремели диджейские сеты, которые сменялись акустическими концертами молодых исполнителей. Пока группа «Аффинаж» сотрясала гигантскую «Екатеринбург Арену» мощным рок-звучанием, в кинотеатре «Колизей» индийский музыкант Tarun Dhami погружал в медитации и мантры. Любопытство вызывали танцы на воде — перформансы, которые разворачивались прямо на понтоне, в акватории городского пруда (особенно запоминающимся вышло представление танцевальной компании OKOLO); перформанс «Передвижного оркестра майора Брауна» во дворе Музея андеграунда, напоминающий один из номеров «Поп-механики» Сергея Курехина; неожиданная реинкарнация группы Beatles в исполнении музыкантов The BeatBoys, копирующих ливерпульскую четверку от внешнего вида до звучания. Словом, публика самых разных возрастов могла выбрать себе концерт на любой вкус — фестиваль Ural Music Night предлагал щедрую палитру мероприятий для любой аудитории. Для любителей ретро и ностальгии по советской музыке в парке у Музея архитектуры и дизайна пели ВИА «Поющие гитары», а для молодежи, не знающей о существовании такой группы в принципе, а в парке имени Маяковского устраивали отвязные рэп-баттлы. И даже обрывками, фрагментами, набегами на все эти мероприятия можно было составить картину Ural Music Night — без преувеличения, грандиозного регионального музыкального фестиваля, поддержанного различными фондами и местными властями. К марафону присоединился не много не мало мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, который исполнил хит «Я люблю тебя, жизнь» с оркестром Георгия Гараняна «Мелодия».
Пульсом бьет бит
Основная программа Ural Music Night была сосредоточена на главной сцене Мотив Stage, в историческом сквере города. Днем и вечером здесь выступали самые топовые молодые российские исполнители, только-только делающие свои шаги на эстраде. Это и эпатажная MARIA KON, соединяющая в своей музыке микс хип-хопа с индастриалом, электронной музыкой и поп-роком; поп-рок певица Маша Мария, поющая в духе группы «Маша и медведи»; питерский инди-данс проект BRESDEN, заставший толпу подпрыгивать; мелодичная певица Катя Рикеда, исполняющая легкие фьюжн-инди песни о любви. Ближе к ночи Мотив Stage заполнили хедлайнеры фестиваля — звезды поп-музыки, известные большинству собравшихся. Сначала многотысячную толпу раскачала певица Тося Чайкина, чей хит «В сердце бахнули стрелы» скандировали хором — вблизи сцены, сидя на траве, стоя под мостом, пробираясь сквозь тела, чтобы хоть одним глазком увидеть эффектную блондинку и ее бэнд. А в самом конце этого невероятного шоу вышла долгожданная группа IOWA. Территория парка и рядом была усеяна людьми с шариками, флагами, фестивальным мерчем и, конечно же, телефонами, поднятыми вверх. В этот момент в стране проходило очередное историческое событие — попытка вооруженного мятежа, в Москве предпринимались срочные меры, а присутствующие на Ural Music Night, ничего не подозревая, пели с Катей Иванчиковой «самый лучший хит, пульсом бьет бит». Оживленная толпа стекалась с разных уголков города, выбегая на шоссе, обгоняя прохожих, и было нечто символическое в этой атмосфере свободы и безудержной радости с эпохой тридцатилетней давности, которая вдруг ожила в совсем другом контексте. Те, кто выбрался из этой поющей массы, поехал на площадь Кирова, где в 2 часа ночи Ural Music Night закрывал легендарный певец Валерий Сюткин. Сначала музыкант поделился своими хитами, такими как «Вася», «Москва-Нева», «Любите, девушки», а затем на сцену вышли организаторы во главе с директором Евгением Горенбургом, участники, волонтеры, журналисты и все-все, кто создавал фестиваль. Пространство озарили яркие вспышки — фонарики на телефонах — и все запели: ««Луч солнца золотого…». На светло-синем уральском небе, действительно, пробивался первый луч света — наступал новый день…