В Москве и Санкт-Петербурге триумфально завершился главный праздник последних двух недель — XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Позади остались три напряженных тура, волнение, ажиотаж публики, интервью перед телекамерами, ожидание вердикта жюри. Глубокой ночью заключительного дня прослушиваний третьего тура стали известны имена тех, кто получил право называть себя лауреатом конкурса Чайковского. Эта музыкальная Олимпиада состоялась, несмотря на сложности и слухи об отмене, объединила участников из разных стран и континентов, подарила ярчайшие выступления. Здесь не было проигравших, каждый музыкант во всех шести номинациях сделал для себя невозможное, и несмотря на распределение мест, почти все по-своему запомнились публике. Надежда Травина подводит итоги конкурса Чайковского.
В самой «жаркой» номинации — у пианистов — результаты обескуражили многих. Большинство безоговорочно отдавали победу студенту Московской консерватории Валентину Малинину, покорившему в третьем туре тонким прочтением Концерта Скрябина. Валентин в целом полюбился публике какой-то детской непосредственностью, искренностью и серьезным отношением к музыке: едва он закончил свое выступление, как на него обрушились аплодисменты — все встали (беспрецедентный случай на этом конкурсе). Второе место с Валентином Малининым разделили целых два финалиста — американец Энджел Вонг, поразивший своим исполнением Концерта Бриттена и Джордж Харлионо, которого тоже называли победителем. Однако Денис Мацуев и его команда отдали первое место ростовчанину Сергею Давыдченко, упорно и четко продвигавшемуся к финалу. Давыдченко всего 18, и многие уже сравнивают его с пианистом Григорием Соколовым, выигравшим конкурс Чайковского в 16. Такая награда для молодого лауреата — не только большой задел на будущее, но и проверка на «прочность»: сможет ли выдержать лучи славы и свалившуюся популярность? Третье место на конкурсе получили главные фавориты — Станислав Корчагин и Илья Папоян (оба в финале выступили чуть слабее предыдущих туров), четвертую — девушки Ё Соа и Мао Сюаньи (пятая и шестая премия не присуждались). Денис Мацуев торжественно зачитал этот список на сцене Большого зала консерватории, поблагодарив всех и каждого. Пожалуй, именно в этой номинации выбор оказался как нельзя труден — явные лидеры вдруг сдавали свои позиции, а «темные лошадки» вырвались вперед, и приходилось оценивать всех буквально под микроскопом. К тому же, в финале участники выступали в сопровождении оркестра — аккомпанировали пианистам Госоркестр имени Светланова под управлением Алексея Рубина. Не всегда солисты и оркестр находили общий язык, но в целом это испытание все прошли успешно.
Почти одновременно с пианистами стали известны результаты в номинации «скрипка». В Концертном зале Чайковского финалисты выступали также с оркестром — Российским национальным (за пультом стоял Александр Рудин). Здесь также развернулись баталии между участниками, соревновавшимися друг с другом в паре, но в отличие от пианистов, у скрипачей в заключительном туре можно было предугадать, кто займет заветный пьедестал. Лидер прошедших туров Равиль Ислямов неожиданно «намудрил» в Скрипичном концерте Чайковского, выбрал крайне медленные темпы, нарушившие логику и цельность сочинения. В итоге — серебряная медаль и вторая премия. Впрочем, признание публики этот музыкант завоевал уже давно и такой расклад его карьере не повредит. Третье место разделили также всеобщие любимцы — Даниил Коган, Елена Таросян и примкнувший к ним китаец Ло Чаовэнь. Коган великолепно справился со Скрипичным концертом Моцарта, но в Чайковском как будто устал и физически с трудом преодолел сочинение. Таросян, поразившая не только эффектным исполнением, но и роскошным платьем, сорвала овации, доказав, что является высококлассной скрипачкой. Финалиста Ло Чаовэнь подвела излишняя суета в исполнении, возможно, волнение, которые не дали подняться ему на одну ступеньку выше (равно как и его соотечественнице Цзян Иин, занявшей 4 место). Победителем же стала Ким Ке Хи из Южной Кореи, проявившая себя в третьем туре на порядок выше других: легко, уверенно, артистично исполнила концерты Моцарта и Чайковского.
Третьими решение жюри узнали виолончелисты. Так вышло, что в финале оказались исключительно представители России и Южной Кореи — и в этом баттле победили последние. Итоги торжественно объявлял со сцены Большого зала Санкт-Петербургской филармонии Александр Князев. Первую премию получила кореянка Ли Ён Ын, которая стала первой девушкой-иностранкой, завоевавшей победу в этой номинации. В третьем туре она как будто на одном дыхании, непринуждённо-легко сыграла обязательные для всех «Вариации на тему рококо» Чайковского, и это свежее прочтение и принесло ей золотую медаль. Вторую премию завоевала Мария Зайцева, которая оба тура выступала с мамой-концертмейстером, а в финале — с дирижером (виолончелистом) Феликсом Коробовым и Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Третья премия досталась корейцу Пак Сан Хёку: увы, но в финале он выглядел не так ярко, как прежде (и часто расходился с оркестром). Четвертая премия ушла к Ивану Сендецкому, удивившему всех выбором Виолончельного концерта Лютославского: впрочем, замах на авангардную музыку явно не оценили. Пятое место — у Ли Дон Ёла, шестая — к огромному сожалению многих, у Василия Степанова, которому прочили место в тройке победителей. Таким образом, виолончелисты забрали по своему месту, которые, кстати, не пришлось делить.
Вокалистам — мужчинам и женщинам отдельно — жюри вынесло следующие «приговоры». Безоговорочным победителем стала меццо-сопрано Зинаида Царенко, и внешне, и вокально напоминающая идеальную исполнительницу опер русских композиторов. На следующий день, на награждении в Доме Пашкова, певица получила еще и личный приз от председателя жюри Хиблы Герзмава. Для полного счастья не хватало только Гран-при — но и его Зинаида также забрала уже на заключительном гала-концерте в Мариинке. У мужчин лидерами (1 и 2 премии) стали корейцы Сон Чи Хун и Чон Ин Хо, достойно поющие на русском языке самый разный репертуар. Второе место досталось Ольге Масловой, которая на протяжении трех туров блистала как драматическая певица, а также выпускнику Молодежной оперной программы Большого театра Максима Лисиина (он был одним из немногих, кто выбрал вокальный репертуар XX века). Третью премию разделили Альбина Тонких из Беларуси и китаец Хун Чжэньсян, а четвертую сразу три финалиста — молодая вокалистка Полина Шабунина, а также опытные мастера Игорь Морозов из «Геликон-оперы» и триумфатор конкурса Хиблы Герзмава Глеб Перязев. В финале конкурсанты, наконец, перестали выступать в крошечном зале имени Мусоргского — им выделили целую сцену Мариинки-2 и оркестр театра в придачу.
Лауреатов-исполнителей на деревянных и медных духовых инструментов объявили самими последними — интрига сохранялась до конца. В первой категории выиграла солистка Мариинского театра, флейтистка Софья Виланд, которая на прошлом конкурсе Чайковского была всего лишь восьмой. Второе место — еще и у флейтистки, Анны Комаровой, которую многие слышали в составе оркестра musicAeterna, а также у студента Московской консерватории Федора Освера, блестяще сыгравшего Концерт для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса. Третью премию забрали кореянка Ким Е Сон (флейта) и фаготист, итальянец Палумбо Аугусто Велио, наиболее проникновенно исполнившего арию Ленского в переложении для своего инструмента. Четвертую премию не присудили, а пятое и шестое место заняли китайцы Нин Юэнин (гобой) и Се Цзунлинь (кларнет).
В категории медных духовых победу вырвал учащийся средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории 16-летний Степан Саломатников (труба). Вторым оказался китаец Цзинь Чжичэн (валторна), третью не присудили, четвертым — француз Шарль Ределле (валторна), пятым — Вильнур Самигуллин (туба), шестую не присудили, седьмыми — трубачи Степан Бачевич и Алексей Иванов, и, наконец, восьмыми — казахстанец Жасулан Абдыкалыков (труба) и Всеволод Трухачев (валторна). Итак, XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского назвал имена лауреатов и дипломантов, которые уже вписали себя в историю этого прославленного музыкального состязания. Мы же может только порадоваться за талантливых артистов, пожелать им оправдать свои новые статусы и покорять новые вершины.