В Московской филармонии состоялся концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Вместе с прославленным коллективом выступил молодой пианист, лауреат I премии XVII Международного конкурса имени Чайковского Сергей Давыдченко (СД). В интервью Надежде Травиной (НТ) Сергей рассказал о сотрудничестве с маэстро Сладковским и ближайших концертах, своем новом статусе артиста Yamaha и о том, как проводит досуг.
НТ Сергей, на днях вы открыли новый сезон абонемента Госоркестра Республики Татарстан в Московской филармонии. Приходилось ли вам раньше взаимодействовать с этим коллективом?
СД С Госоркестром Республики Татарстан я выступил уже в третий раз. Для меня это один из самых удобных и чутких оркестров, с которым когда-либо доводилось играть. А это и оркестр Мариинского театра, и Заслуженный коллектив России, и родной Ростовский симфонический оркестр, и Госоркестр имени Светланова. Но с коллективом Сладковского сразу сложились какие-то доверительные партнерские отношения — может быть, потому что мы с Александром Витальевичем уже знали друг друга давно, еще со второго Grand Piano Competition. Недавно мы выступили с маэстро и Госоркестром Республики Татарстан на фестивале «Звезды на Байкале», после — открыли сезон в Казани, далее была Москва…Надеюсь, что в будущем мы еще не раз посотрудничаем.
НТ На конкурсе Чайковского вы покорили жюри и публику исполнением Второго фортепианного концерта Прокофьева, недавно представили Четвертый, а для выступления с ГАСО РТ и маэстро Сладковским выбрали Пятый. Как давно он у вас в репертуаре? И можно ли сказать, что вы отдаете особое предпочтение этому композитору?
СД Пятый концерт я играю достаточно давно, около полутора лет. Так совпало, что сейчас было пятое исполнение Пятого концерта. Не могу сказать, что Прокофьев является моим любимым композитором, но его музыка определенно находит отклик в моей душе. У нее невероятная, какая-то солнечная энергия. Не зря же после прослушивания оперы «Любовь к трем апельсинам» о Прокофьеве говорили, что он четвертый апельсин. Хочется сыграть как можно больше его музыки. Кстати, несколько дней назад я получил предложение от Александра Витальевича Сладковского исполнить в следующем году на его фестивале «Белая сирень» в Казани все пять концертов Прокофьева. Если говорить о современной музыке, то я, в принципе, уже поглядываю в сторону XX века. Недавно исполнил Первый фортепианный концерт Шостаковича, планирую выучить концерт для духовых и фортепиано Стравинского. Вторую половину XX века пока не беру, хотя уже играл Чакону Губайдулиной. Пока приоритеты у меня лежат к традиции.
НТ Недавно ваша творческая биография, изобилующая наградами и победами в многочисленных конкурсах, пополнилась еще одним званием. Вы стали артистом компании Yamaha. Что подразумевает под собой ваш новый статус?
СД Предложение стать артистом Yamaha я получил практически сразу после победы на конкурсе Чайковского. Разумеется, принял его с радостью. Одним из условий получения этого звания был тот факт, что я должен быть обладателем рояля Yamaha. В 2021 году на третьем конкурсе Grand Piano Competition помимо Гран-при мне дали также специальный приз — рояль Yamaha C3X. Я очень благодарен и Денису Мацуеву, и компании за такую возможность. Именно на этом инструменте я и готовился к конкурсу Чайковского. Поэтому перед первым туром для меня вопрос выбора роялей вообще не стоял. На Yamaha CFX я исполнил программу всех туров конкурса и победил.
Контракт, который мы подписали в первых числах сентября, дает мне много преимуществ, среди которых — возможность заниматься в артистическом центре Yamaha во время моего пребывания в Москве, право просить на свои концерты привозить рояль Yamaha. Конечно, это не всегда возможно из-за огромных расстояний. Тем не менее, для моего первого концерта в статусе артиста Yamaha на фестивале «Мост» в Ростове-на-Дону компания привезла для меня не просто обычный концертный рояль, а именно тот, на котором я играл на конкурсе Чайковского. Кстати, мое первый выход в новом звании в Москве тоже состоялся с этим инструментом.
НТ В конце октября вы примете участие в музыкально-литературном фестивале «Рихтеровские встречи» в Малом зале Московской консерватории. Это же будет ваш дебют на этой сцене?
СД Вы правы, в Малом зале консерватории я еще не выступал. Буду играть Восьмую сонату Прокофьева и «Картинки с выставки» Мусоргского. Я очень благодарен организаторам за приглашение — прежде всего, Михаилу Александрову. Он знаком с моим педагогом Сергеем Ивановичем Осипенко, болел за меня на конкурсе Чайковского. Приятно принимать участие в событии, связанном с именем Святослава Теофиловича Рихтера. Для меня он является безусловным авторитетом среди пианистов XX века. Среди нынешних мне трудно назвать похожего, определить, скажем, топ-три главных. Восхищаюсь Денисом Мацуевым, Александром Торадзе. Если говорить о других музыкантах, люблю слушать выдающиеся записи Евгения Мравинского.
НТ В одном из интервью вы упомянули о том, что пишете музыку. Сейчас продолжаете этим заниматься?
СД Да, но это пока не обрело систематический характер. Из-за нехватки времени я не могу погрузиться в сочинение так, как хотел бы. Но внутреннее стремление продолжать это дело, безусловно, есть. Пишу я в основном фортепианные миниатюры, за рамки фортепиано еще не выходил. На час музыки точно наберется. Возможно, я когда-нибудь их выборочно исполню на каком-нибудь концерте. Сейчас мне нужно еще многое изучить, набраться композиторского опыта.
НТ В целом, как сейчас складывается ваша исполнительская деятельность?
СД Концертный график расписан задолго — уже знаю, где буду выступать через два месяца. После конкурса Чайковского появилось несколько новых площадок, городов. Я уже был в Сочи, Пскове, Великом Новгороде, Калининграде, Красноярске, Клину, Волгограде, Иркутске, Казани. За это время научился спать в самолетах. Словом, перспектива выступлений большая, часто поступают новые предложения — на какие-то я реагирую, какие-то откладываю в сторону. С организационными моментами мне также помогает мой педагог Сергей Иванович — очень рад, что он приехал поддержать меня на концертах в Казани и Москве с Госоркестром Республики Татарстан.
НТ Наше издание называется «Ваш Досуг». А какой досуг у Сергея Давыдченко?
СД На отдых всегда трудно найти время, но я стараюсь дать себе возможность «вздохнуть» в перерыве между концертами. Пытаюсь копить энергию до выхода на сцену, максимально абстрагироваться от новостей и происходящего, отстраняться от стрессовых ситуаций и не думать о том, как все пройдет. Ведь это прямиком влияет на качество звука и на то, в какой я буду форме. Кстати, я почти не сижу в соцсетях. VPN так и не скачал, а Вконтакте только периодически пролистываю ленту новостей — уведомления у меня выключены. Обычно общаюсь с друзьями в телеграмме, люблю читать статьи в Википедии, в «Дзене»…Это помогает переключиться и расслабиться.