Для программы фестиваля были отобраны 10 опер камерного формата, созданные семью талантливыми женщинами-композиторами и представляющими различные музыкальные стили. Проект воплотили в жизнь музыкальная организация «Лирика Классик» в союзе с издательством «Шостаковичи и Стравинские» и проектом «Музыка нашего времени». Фестиваль охватит несколько городов России, оперные постановки будут представлены публике с февраля по август 2024 года в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле. Незадолго до старта фестиваля музыкальный критик Надежда Травина встретилась с его продюсером, оперной певицей Юлией Петрачук и выяснила подробности грядущего события:
– Юлия, тот факт, что музыку могут писать не только мужчины, но и женщины, сегодня уже не вызовет никакого удивления у широкой публики, как скажем, женщина-дирижер. Почему вы решили поднять эту тему и сделать ее основой фестиваля?
Не секрет, что долгое время профессия композитора считалась сугубо мужской. Мы же решили показать, что в истории существует огромный пласт музыки, написанной женщинами, о котором мы не знаем. Конечно, вы правы, что женщиной-композитором сегодня никого не удивить — они активно творят в различных сферах музыки, но феномен женского композиторского творчества остается недостаточно исследованным и признанным. Мы первые, кто пытается заявить о женском сочинительстве на примере камерных опер в международном формате.
Название «Приглушенные голоса» символизирует положение, в котором находились женщины-композиторы и камерная опера в течение долгого времени. Многие из этих произведений не получали заслуженного признания и оставались «приглушенными» или незамеченными. Театры вообще редко берутся за постановку камерных опер, и часто этот музыкальный наследник рождается, чтобы остаться невидимым для аудитории. Мы хотим изменить это и подчеркнуть, что оперная камерная музыка женщин-композиторов заслуживает быть услышанной и признанной, и фестиваль «Приглушенные голоса» становится площадкой, где этот голос звучит ярко и отчетливо.
- Как зародилась идея фестиваля?
Вы знаете, я всегда интересовалась современной вокальной музыкой. В течение многих лет я была активной участницей и организатором различных событий в мире современной музыки, исполняя и содействуя созданию новых произведений. И за всё это время я исполняла музыку, написанную композитором-женщиной, всего один раз ещё во времена моей учёбы в Московской консерватории, когда мой педагог по сольфеджио, Воронцова Ирина Владимировна, принесла мне свой вокальный цикл, написанный от руки. Я до сих пор помню, как была восхищена этой музыкой, но я даже не задумывалась, что это композитор-женщина, для меня это была просто новая музыка, а я была её открывателем. Спустя годы, занимаясь исполнительским искусством, мне приходилось обращать внимание, что произведения, написаные женщинами-композиторами, оказывались в меньшем числе на сценах и в репертуаре, даже несмотря на их выдающийся талант и инновационное творчество.
С учетом моего опыта и страсти к современной музыке, я начала исследовать женское композиторское наследие и обнаружила, что существует огромное количество музыкальных произведений, созданных женщинами, о которых мы знаем недостаточно или даже совсем не знаем. Это был момент, когда я осознала, что нужно создать площадку, которая сможет подчеркнуть важность и креативность женского композиторского творчества.
Я начала обсуждать эту идею с коллегами и партнерами, включая Карину Погосбекову, основателя проекта современной музыки «Музыка нашего времени», и Алину Небыкову, главу издательства «Шостаковичи и Стравинские», которая также является композитором и ученицей композитора Татьяны Алексеевны Чудовой. Алина и открыла мне творчество Чудовой, а также нескольких других начинающих композиторов, которые были отобраны для программы фестиваля. В этом году Т. Чудовой исполнилось бы 80 лет, и я предложила посвятить первый сезон фестиваля памяти Татьяны Алексеевны. Позже к нашему женскому трио присоединилась молодая, но уже зарекомендовавшая себя в оперной сфере, режиссёр Елизавета Корнеева. Мы решили объединить наши усилия и создать фестиваль, который не только представит современную музыку женщин-композиторов, но и подчеркнет мощное влияние женщин на оперное искусство.
– На фестиваль были отобраны 10 опер камерного формата, созданных 7 женщинами-композиторами. Как происходил отбор, каковы были его критерии?
Отбор производился с учетом множества критериев. Мы стремились создать разнообразную и привлекательную программу для нашей аудитории. Учитывались такие факторы, как оркестровка, жанровое разнообразие, стилистические особенности и масштаб произведений. Важным критерием для нас было также длина произведений. Мы решили, что небольшие по времени оперы идеально подходят для современной аудитории, особенно молодежи, которая ценит краткие и насыщенные впечатления. Некоторые из опер длительностью всего 15 минут, что отражает современный ритм жизни и вдохновляет начинающих артистов и организации, даже при ограниченном бюджете, создавать выразительные постановки.
Также важным аспектом при отборе была мобильность и универсальность постановок. Мы хотели, чтобы наши постановки могли быть исполнены в различных условиях, даже без театральной инфраструктуры, что способствует развитию оперного искусства в нестандартных форматах. Честно говоря, конкуренция была огромной, и мы не могли вместить все оперы, которые нас впечатлили, поэтому всех тех, кто мне пишет «а почему не я?», мы рады пригласить на отбор второго сезона фестиваля.
В этом году публика услышит следующие оперы: «Кабильдо» Эми Мерси Бич, две хоррор-оперы — «Доказательство» Мисси Маццоли и «Ждана» Алины Небыковой, «Блюзовый зов освободит тебя» Энн ЛеБарон, «Сны и не сны» Анны Кузьминой, «Периодическая система» Алины Подзоровой, и четыре оперы Татьяны Чудовой: «Русские женщины», «Сон Татьяны», «Голова профессора Доуэля» и «Фон Мекк – Чайковский». Все они очень необычные по инструментовке — от одного фортепиано до камерного оркестра, все разные по музыкальному языку и концепции. Например, опера ЛеБарон переосмысляет классический сюжет Орфея: Эвридика хочет уйти от него ради карьеры, хочет найти свое призвание отдельно от мужа.
– Как сложилась ваша постановочная команда, кто в нее входит?
Я являюсь исполнительным и музыкальным продюсером фестиваля, а также принимаю участие в исполнении оперы «Русские женщины» в партии Волконской. Мои партнеры в этом проекте, как я уже говорила, пианистка Карина Погосбекова, которая взяла на себя роль музыкального руководителя фестиваля, а также исполнителя фортепианной партии в операх, и композитор Алина Небыкова, которая специально к проекту написала оперу «Ждана».
Над постановками опер работают три режиссёра: Елизавета Корнеева, которая сотрудничает с Красноярским театром им. Хворостовского, Мариинским театром, театром Ганновера, режиссер из США Марк Верзата (он ставил спектакли в Опере Цинциннати, опере Лирик в Чикаго, Метрополитен-опера) и художник-постановщик Варвара Тимофеева, которая в прошлом сезоне создала сценографию для мировой премьеры оперы Сальваторе Шаррино «Венера и Адонис» в Гамбургской Государственной опере, а также разработала декорации и костюмы для оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». То есть, сложилась целая международная коллаборация высоких профессионалов.
– Концепция фестиваля отчасти созвучна с сегодняшним активно набирающим движением феминизма. Планируете ли вы выходить с этим проектом на международную сцену?
Безусловно, во-первых, этот проект уже международный и прямые трансляции со спектаклей будут транслироваться на ТВ-платформах, как в России, так и заграницей. Во-вторых, второй сезон фестиваля мы уже планируем провести в США. Сейчас мы ведем переговоры с Кеннеди-центром. Возможно, мы привезём только русские оперы, поскольку там очень любят нашу культуру, наших композиторов и исполнителей.
– Я читала статью музыкального критика Александра Матусевича, который утверждает, что в искусстве композиции сегодня по-прежнему доминируют мужчины. Вы согласны с ним?
Да, я согласна с Александром Матусевичем в том, что в музыке и многих других областях искусства продолжает существовать доминирование мужчин. Этот феномен отражает стереотипы и предвзятость, присутствующие не только в музыкальной индустрии, но и в различных других сферах искусства и в обществе в целом. На примере женщин-дирижеров видно, что они до сих пор сталкиваются с убеждением, что это «не женское» занятие. К сожалению, стереотипы и предвзятость также влияют на процессы заказа и презентации искусства, независимо от его формы. Зачастую, возможности и признание предоставляются мужчинам несмотря на то, что творческий потенциал и талант женщин не уступают мужским коллегам.
Тем не менее, благодаря усилиям искусствоведов, активистов в области равноправия, и изменениям в общественном сознании, женщины все чаще находят свое место в различных сферах искусства и общественной деятельности.
– А есть ли на ваш взгляд какие-то существенные отличия между музыкой, которая была написана женщиной, и музыкой, которая была написана мужчиной? Вы ощущаете эту гендерность?
Я, как оперная певица, особых различий не вижу. Никогда не задумываюсь о том, какого пола та или иная музыка. Мне она либо нравится, либо не нравится, я рассматриваю сочинения с точки зрения профессионализма. Единственное отличие может заключаться в выборе сюжета для опер, но и это довольно субъективные вещи. А в музыкальном языке я, думаю, «женская» музыка по качеству и новаторству ничуть не уступает «мужской».
— Как вы подбирали солистов? Ведь не все вокалисты умеют петь современную музыку…
Да, это всегда проблема — найти хороших исполнителей, которые могли бы качественно исполнить сочинения XX века и нашего времени. Почему-то у многих встречаешь халтурное отношение к этой задаче, они считают, что публика все равно не поймет всех тонкостей и деталей исполнения такой непростой для восприятия музыки. А я им напоминаю о том, что музыка не остановилась на эпохе романтизма. Сочинения современных композиторов — это не всегда «шумы» и прочая какофония звуков, это еще и красивейшие мелодии, гармонии, инструментовка… Да, порой исполнителям приходится непросто при разучивании своей партии (к примеру, спеть оперы Татьяны Алексеевны Чудовой — это бросить вызов самому себе, там просто экстремальный вокал), но мы, по сути, создаем традиции, исполняя современные оперы впервые, как когда-то впервые исполняли Верди или Пуччини.
– Фестиваль проводит музыкальная организация «Лирика Классик». Расскажите пожалуйста подробнее, чем она занимается.
Миссия нашей организации — поддержка современной музыки посредством соединения талантов высокого класса на известных сценах мира. Благодаря такому сочетанию мы даем публике возможность прочувствовать сочинения так, как их задумал композитор. Многие молодые авторы не сразу получают признания, а некоторые никогда — поэтому важно протягивать им так называемую руку помощи, исполнять пока еще неизвестную музыку. «Лирика Классик» в целом сосредоточена на продвижении современной академической музыки, но в этом проекте мы решили акцентировать свое внимание именно на женском композиторском творчестве и камерной опере.
Мы верим, что выбранные оперы, разнообразные и яркие, представят аудитории увлекательное путешествие в мир женского композиторского творчества и подчеркнут важность признания этого музыкального наследия. Таким образом, фестиваль Лирики Классик «Приглушенные голоса» становится площадкой, где этот голос звучит ярко и отчетливо, привлекая внимание как опытных ценителей оперы, так и новых поклонников.