В Зале «Зарядье» состоялся концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В этот раз компанию прославленному коллективу составил любимец публики, пианист Денис Мацуев, с которым они выступали десятки раз и представили около сорока концертов для фортепиано с оркестром. В столичном зале музыканты исполнили дерзкий, «хулиганский» Второй концерт Прокофьева и первую программную симфонию в истории романтической музыки — «Фантастическую» Берлиоза. Маэстро Сладковский назвал обе партитуры близкими по духу «по содержанию и масштабу ужаса, который в них есть», и его слова подтвердились в полной мере. Надежда Травина побывала на концерте и делится впечатлениями.
Второй фортепианный концерт Прокофьева в репертуаре Дениса Мацуева не так давно, однако кажется, что он играет его всю жизнь. Богатырская мощь в аккордах, размах виртуозного пианизма, подчеркнутая лапидарность тем — этими словами можно охарактеризовать одновременно и выразительные особенности цикла, и манеру исполнения Мацуева. Пианист умудряется даже в медленных частях созидательного плана показать свою бешеную энергетику, заложенную в каждом звуке, а во Втором концерте это и не понадобилось, ибо Прокофьев исключил лирическую часть, заменив ее мрачным Интермеццо. Все исполнение Госоркестр Республики Татарстан и Мацуев соревновались в техническом мастерстве, словно заявляя, что им в этом нет равных: стремительные темпы в скерцо-галопе и финале, заданные маэстро Сладковским, были способны вскружить голову слушателям. Пульсация токкатного движения, пронизывающая эти буйные пляски, создавала ощущение, будто внутри оркестра работает заводной моторчик. А коду финала ГАСО РТ и вовсе приблизил к эстетике музыкального урбанизма, индустриализации, заставив вспомнить «Завод» Мосолова или «Пасифик» Онеггера. Острые ритмические сдвиги в партии солиста, отчаянные аккордовые скачки, подхватываемые тутти оркестра, нарастание динамики — здесь действительно, как писал музыкальный критик Каратыгин о финале прокофьевского концерта, «волосы дыбом становятся». Последний аккорд Денис Мацуев взял уже стоя: энергия Александра Сладковского и его подопечных буквально подбросила его вверх. Этот невероятный тандем уже выступил в Петербургской филармонии, на очереди — Пермь, где ГАСО РТ примет участие в фестивале Дениса Мацуева, но уже с другой программой.
До концерта в «Зарядье» Госоркестр Республики Татарстан уже представил «Фантастическую симфонию» Берлиоза у себя в Казани, и тот вечер в целом был посвящен музыке композитора-романтика: также прозвучала симфония «Гарольд в Италии», где солировал концертмейстер группы альтов ГАСО РТ Айдар Багаутдинов. В Москве «Фантастическая» осталась в гордом одиночестве, как недоступная красавица-актриса Генриетта Смитсон, благодаря которой и родился этот шедевр. Страдая от безответной любви, Берлиоз создал пятичастный цикл, сюжет которого сегодня даже пересказывать опасно — особенно, по какой причине герою видится шабаш ведьм и собственные похороны. Как бы то ни было, здесь, возможно, впервые в симфонической музыке был воплощен портрет типично романтического, метущегося героя — юного Вертера, не нашедшего гармонии с жизнью. Программный замысел, так подробно описанный самим композитором, Госоркестр Республики Татарстан трактовал с психологической точностью, как будто транслировал эмоции и чувства бедного Берлиоза. Лейттема возлюбленной, пронизывающая весь цикл, возникала у солистов как призрачное эхо, а у всего оркестра — уже как недосягаемая мечта, к которой герой стремился с первых звуков симфонии. В первой, откровенно классицистской по структуре и тематизму части, ГАСО РТ по-разному рисовал очертания этой темы, которая впервые появилась как у скрипок как сладкое воспоминание. Но вот оно уже превратилось в реальность, и герой видит свою возлюбленную на балу: подопечные Александра Сладковского буквально закружили в изящном вальсе. В третьей части можно было полюбоваться звучанием солистов ГАСО РТ, которые имитировали переклички пастушьей свирели, изображая идиллическую пасторальную сцену. Но в четвертой и пятой, заключительной части, безмятежности пришел окончательный конец: оркестр показал настоящую фаустианскую картину (и здесь опять хочется вспомнить фразу Каратыгина). Блестящее, оглушительное звучание группы медных и ударных, всплеск литавр, сопровождающий суровый квази средневековый марш сменились таинственным шуршанием струнных, ознаменовавшем приход темных сил. В «Сне в ночь шабаша» маэстро Сладковский и его коллектив словно погрузились в чертоги разума, явили бессознательное самого Берлиоза: здесь были и Dies Irae у фаготов, и издевательски хихикающая тема возлюбленной у кларнета-пикколо, и даже пляска мертвецов, которую мастерски передавали скрипки и альты игрой древком смычка. Вакханалия, как и ожидалось, закончилась феерически — зал не опускал ГАСО РТ и маэстро Сладковского еще несколько минут. Словно в подарок после такой «встряски», музыканты исполнили на бис «Венгерский марш» из «Осуждения Фауста» Берлиоза.