Ярким примером того, как джаз может стать социальным лифтом, является биография такого великого музыканта, как Луи Армстронг.

Сейчас его называют Королем джаза. Он покорил лучшие концертные залы планеты и завоевал любовь миллионов слушателей. Но 120 лет назад никто в окружении Луи Армстронга не мог даже предположить, что уготовила ему судьба.

Семья, в которой родился будущий “Посол джаза” (этот неофициальный статус позднее даст музыканту Госдепартамент США), была настолько неблагополучной, что Луи даже не мог точно назвать свой день рождения. Отец бросил семью сразу после рождения второго ребенка — младшей сестры Луи, а мать, не имея никакого образования, работала прачкой. Луи рос в ужасающей нищете и с ранних лет был вынужден подрабатывать продавцом газет и разносчиком угля, доставлять грузы в самые неблагонадежные районы Нового Орлеана.

Тяжелая жизнь и взрывной характер Луи не сулили ему ничего хорошего, и к 13 годам он уже неоднократно попадал в полицейский участок. Нетрудно представить, как он закончил бы свою жизнь, если бы в 1913 году после стрельбы из материнского пистолета Армстронга не определили бы в интернат для “цветных” подростков.

Именно здесь уже влюбленный в музыку юноша впервые взял в руки музыкальные инструменты. Он начал играть в духовом оркестре и довольно быстро освоил тамбурин, альтгорн и корнет. В этот момент жизненный путь Луи Армстронга окончательно определился: он решил стать музыкантом.

Его восхождение на музыкальный Олимп было стремительным. Уже в 18 лет он активно сотрудничал с ведущими коллективами Чикаго и Нового Орлеана, а в 1922 году получил приглашение в самый популярный чикагский джаз-бенд — оркестр Кинга Оливера — на место второго корнетиста.

По настоянию жены Лил Хардин спустя некоторое время Луи Армстронг ушел из оркестра и начал сольную карьеру, окончательно сменив инструмент на трубу. К тому времени он достиг вершин исполнительского мастерства, и его сложнейшие, но блестяще исполненные пассажи и живые импровизации неизменно вызывали восторг публики. Его необычный “скрипучий” тембр голоса был легко узнаваем, к тому же музыкант первым в мире начал использовать скэт — особую манеру импровизационного джазового вокализа, использующую слоги. Позднее этим новшеством с успехом пользовались и другие джазовые легенды, такие как Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Бобби Макферрин, Кэб Кэллоуей и т.д.

Вот лишь немногие достижения Луи Армстронга за более чем полувековой творческий путь:

  • лауреат премии “Грэмми” и обладатель множества других наград, введен в Зал славы;
  • введен в Национальный зал славы ритм-энд-блюза;
  • последняя записанная им композиция “What a wonderful life” была признана лучшей песней ХХ века;
  • съемки в кино и на телевидении:
  • многочисленные мировые турне и концерты на лучших площадках мира.

“Социальный лифт”, в который однажды зашел Луи Армстронг, начав заниматься джазом, привез его на вершину славы и позволил заработать миллионы долларов.

Джаз изменил жизни и многих других всемирно известных музыкантов.

Дюк Эллингтон, выросший в многодетной семье швеи и рабочего и самостоятельно научившийся играть на фортепиано, создал свой оркестр и стал одним из наиболее известных композиторов и бэндлидеров в истории джаза. Чарли Паркер, основатель стиля бипоп, тоже рос в бедности. Тот же путь — из бедной рабочей семьи к славе и успеху — прошел и Майлз Дэвис, внесший значительный вклад в развитие таких стилей, как кул, модальный джаз и фьюжн. В этой компании и Джон Колтрейн, который считается одним из величайших саксофонистов в истории джаза.

Эти музыканты стали символами джаза и вдохновили многих других людей на то, чтобы заниматься этим искусством. Они показали, что благодаря своему таланту и усердию можно достичь больших высот в жизни.

Автор статьи: Даниль Габдрахманов (музыкант, бас-гитарист)