В Московской филармонии впервые после пятилетнего перерыва выступил оркестр musicAeterna под управлением маэстро Теодора Курентзиса. В программе прозвучала Пятая симфония Густава Малера, премьера которой состоялась ровно сто лет назад. Коллектив дал два вечера в столице в рамках цикла событий, посвященных 20-летию оркестра и хора: цикл давно уже стал визитной карточкой musicAeterna. Надежда Травина рассказывает о концерте.
Поклонникам Теодора Курентзиса давно известно, какую роль музыка Густава Малера играет в его творческой жизни. Маэстро и коллектив musicAeterna исполнял малеровские симфонии несколько раз как в России, так и зарубежом, а Пятую дирижер однажды объединил в одной программе с пьесой другого знакового для него композитора Алексея Ретинского. В этот раз концертом с Пятой симфонией Курентзис открыл юбилейный сезон оркестра, с которым он уже бок о бок 20 лет. За это время было достигнуто огромных высот, мирового признания, восхищения как публики, так и профессионального сообщества. Достаточно сказать, что сегодня musicAeterna уже не воспринимается как региональный коллектив, созданный на периферии: это оркестр высочайшего уровня и мастерства, аналогов которому практически нет.
Убедиться в этом в очередной раз пришлось в Московской филармонии, собравшей два аншлага (ажиотаж подогревался самим фактом присутствия маэстро на этой площадке спустя пять лет). Пятая симфония Малера в трактовке Курентзиса предстала как откровенная исповедь лирического героя, размышляющего о своем предназначении и смысле жизни. Цикл исследователи называют неким манифестом так называемого зрелого периода творчества Малера, в котором он стал отказываться от программности и использования текста. Мир человеческих чувств теперь стали выражать исключительно средства симфонического развития – выразительные соло, экстатические тутти, лейт-интонации у разных групп инструментов. Музыканты чутко реагировали на каждый импульс дирижера, транслируемый буквально на каждое проведение той или иной темы – особенно обращала на себя внимание струнная группа, взявшая на себя функцию лирического монолога. Контрасты характеров, образных сфер, как всегда, звучали предельно подчеркнуто, словно на грани, то погружая слушателя в мрак, то возвращая его к свету. Блистательно проявили себя солисты из духовой секции, изображая трубный «глас», который сменялся праздничными фанфарами.
Знаменитое Адажиетто, ставшее основой фильма Паоло Соррентино «Великая красота» (о нем Курентзис пару лет назад даже делал отдельную встречу), прозвучало крайне нетипично: маэстро интерпретировал эту часть не как пылкое и страстное признание в любви Малера к будущей супруге Альме, а как путешествие в мир человеческих чувств и желаний. За те 12 минут, пока по залу растекалась эта сладостная нега, musicAeterna буквально медитировали на сцене, заставляя слушателей присоединиться к этому коллективному трансу. «Пасторальный финал», вступивший фактически без перерыва, развеял все сомнения насчет выбора пути главного героя симфонии – он преодолел страдания, наступили желанный конец борьбы, апофеоз, победа жизни над смертью.