С 18 сентября по 4 ноября в Забайкальском крае уже в третий раз прошел Фестиваль Олега Лундстрема, собравший более 7500 зрителей. Концерты-приношения легендарному джазмену, объединившие на одной сцене звезд исполнительского искусства и талантливую молодежь, охватили 9 регионов. Никита Михалков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Игорь Бутман, Лариса Долина, Ольга Кормухина – эти и другие артисты подарили местным жителям возможность услышать шедевры классической и джазовой музыки. В рамках фестиваля также состоялась международная образовательная программа под кураторством Творческой мастерской Леонида Лундстрема, благодаря которой учащиеся музыкальных колледжей и вузов со всей России приняли участие в концертах и мастер-классах ведущих педагогов. Но главным событием фестиваля стала мировая премьера в Чите концерта-симфонии «Русскому Донбассу» для симфонического оркестра, хора и солирующей скрипки композитора Алексея Сергунина.
Это сочинение посвящено событиям СВО и подвигам военных, которые прямо сейчас продолжают свою высокую миссию. Сергунин написал концерт-симфонию по просьбе художественного руководителя фестиваля, скрипача Петра Лундстрема, который, как известно, оказывает огромную поддержку бойцам. Оба музыканта выступали в Донецке, приезжали в военные части, поэтому о происходящем на передовой знают не понаслышке. На закрытии фестиваля скрипач и композитор были на своих позициях – Лундстрем как солист впереди «Оркестра непокоренных» (так называют донецкий оркестр), Сергунин – за дирижерским пультом. Он репетировал с музыкантами не только в Чите, но и в ДНР, что стало особенно символичным моментом. В исполнении премьеры также участвовали два прославленных коллектива – оркестр камерной музыки Леонида Лундстрема и Академический большой хор «Мастера хорового пения».
Четыре части сочинения Сергунина, следуя традициям симфоний отечественных композиторов XX века – на ум сразу приходит Ленинградская симфония Шостаковича – рисуют картины мирной жизни и военных действий. В первой части композитор изобразил трудовую деятельность донецких шахтеров, которую воспроизводило остинатное звучание струнных, а духовые мастерски имитировали стук отбойных молотков. Во второй части в трудовые будни пришла беда: здесь средствами музыкального языка демонстрировались боевые сражения наших солдат на Донбассе. Третья часть – лирический центр произведения – представляла собой рефлексию, размышление автора о происходящем, о судьбе русского народа в целом. Главным героем здесь стал Петр Лундстрем, которому и была посвящена эта «Чакона»: скрипка в его руках словно выражала вселенскую скорбь, вела свой печальный и одновременно драматический монолог, подхватываемый оркестром. Финал «Русского Донбасса» оказался оптимистичным: композитор прославлял победу в этой битве, а также мужество и стойкость бойцов. Ликующий До мажор, гимнические аккорды и торжественный хор, воспевающий праведное «Слово о законе и благодати» Иллариона Киевского – таким Алексею Сергунину и его единомышленникам виделся итог происходящего там, вдалеке от нас.
Публика встретила премьеру не просто тепло – зал аплодировал стоя, устроив артистам овацию. Теперь Сергунину и Лундстрему нужно представить первое академическое произведение, посвященное СВО, на Донбассе – а возможно, и в каждом регионе нашей страны.