В «ГЭС-2» состоялась премьера нового сочинения композитора Романа Пархоменко, созданного в рамках художественной резиденции четвертого цикла площадки. Концерт-променад, исследующий пространство Дома Культуры на Болотной набережной, прошел в честь его трехлетия. По словам организаторов, проект исследовал функциональные, пространственные и текстурные метаморфозы этого места — от природного ландшафта до трамвайной городской электростанции и Дома культуры. Сочинение Missa Stasis Пархоменко вступило в диалог с католическим жанром мессы: сохраняя структуру и последовательность частей, композитор создал пять электроакустических аудиовизуальных инсталляций, соединяющих в себе музыку, художественную 3D-концепцию и пространство. Надежда Травина рассказывает о концерте.

Перед началом этого удивительного погружения в трансцедентальный мир публике выдали специальные браслеты, указывающие на стороны, с которого начинался маршрут каждого. Все пространство «ГЭС-2» было озарено светом, а наверху, на Центральной платформе, был установлен гигантский тактильный инструмент, реагирующий на давление. Другая зрелищная инсталляция — Ultima Cena — расположилась в роще за пределами здания, и ее было видно из любой точки Дома Культуры. Мощное и высококлассное визуальное оформление композиции Пархоменко и одновременно «ГЭС-2» создали художник Рита Валеева, инженеры студии Robohall и видеохудожник Александра Голикова, световую концепцию придумал Дмитрий Масаидов, а режиссерскую — Руслан Бицоев.

Руководитель проекта, один из самых успешных и востребованных композиторов современной академической сцены Роман Пархоменко предложил публике совершить своеобразный электроакустический маршрут с вариациями. В соответствии с указаниями в программке, они перемещались по пяти точками пространства в соответствии со звучащей музыкой, которую исполняли солисты Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), также занявшие разные места в этом огромном помещении. Электроакустическое многоканальное звучание, которое простиралось под сводами Дома Культуры и словно окутывало каждый его уголок, органично соединялось со звуками, призвуками, шумами и другими новейшими средствами выразительности у инструментов. Зрители могли подойти к музыкантам и близко увидеть их партитуру, но в той же степени могли оставаться на Лестнице или на Верхней платформе: этот променад давал полную свободу действий. Пройдя путь от Литании блуждающих огней до Колыбельной труб Дома культуры — именно так назывались части Missa Stasis — каждый наверняка ощущал себя частью этого Храма света, грандиозного архитектурного сооружения, которое сегодня словно магнитом притягивает всех адептов современного искусства.