Накануне Рождества и новогодних каникул легендарный лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков даст в Москве традиционные концерты во МХАТе им. Горького, экспериментируя с составом группы и песенным материалом. Программа называется «Лунный тур».

Борис Гребенщиков встречает корреспондента «ВД» где-то в недрах большого московского клуба. Во время беседы пьет минералку из граненого стакана, курит и шутит: мол, темные очки у него, потому что зрение слабое, а борода такой формы, потому что другая не растет… А еще неспешно размышляет о выборах, музыкальных журналах, праздниках, ЖЖ и, конечно, о любви…

Борис Борисович, что увидит зритель на предрождественских концертах «Аквариума»?
Специально для этих выступлений мы собрали непривычный для нас состав. Естественно, интригу раскрывать не буду. Это эксперимент – то, что для меня интересно, чего мы не делали уже очень давно…

Состав группы поменяется по количеству инструментов или по составу музыкантов?
И то, и другое.

В одном из интервью вы сказали, мол, что будет в тот вечер на душе, то и сыграем. Планируете импровизировать?
Скажу так: если я иду на концерт к какому-то исполнителю, то мне абсолютно все равно, что за программу он будет играть. Я направляюсь туда, потому что мне нравится его музыка, я целиком ему доверяю и хочу услышать, что он сейчас играет. То, что мы будем исполнять во МХАТе, соответствует нашей сегодняшней жизни.

Упрощу вопрос: сколько старых песен и сколько новых в процентном соотношении исполните на этих концертах?
А я не знаю. Когда играю концерт, об этом не думаю. Все эти песни – сегодняшние!

Вы неоднократно выступали во МХАТе, чем вам нравится этот зал? Он не совсем рок-н-ролльный, там негде «поколбаситься» под любимые песни…
Полагаю, во МХАТ придут люди, которым совершенно не хочется «колбаситься». На 90%. Они просто хотят послушать музыку, и я их прекрасно понимаю. У меня тоже бывает настроение – просто сесть и спокойно послушать музыку. В клубах бывает совсем другое.

В общем, планируете вечер для истинных поклонников «Аквариума»? Думаете, случайных людей не будет?
Конечно, не будет. Цены на билеты ясно говорят о том, что придут только те, кому это действительно нужно.

Ваши концерты, названные «Лунным туром», пройдут под Рождество. А вы сами праздники любите?
Праздники я очень люблю, с детства. Другое дело, что у нас Новый год занимает место Рождества.

Как собираетесь Новый год встретить?
Не имею пока ни малейшего понятия.

То есть, если будет концерт, то будете выступать?
Концерта точно не будет. Есть, конечно, категория артистов, которые в Новый год зарабатывают деньги – я к ним не отношусь. И, кроме того, в Новый год я предпочитаю где-нибудь прятаться.

В Санкт-Петербурге, под Санкт-Петербургом, в Москве или где-то еще?
Слово «прятаться» подразумевает, что я не скажу, где именно… На самом деле, я из 53-х Новых годов, которые помню, 50 провел в России.

Какой из них был самым счастливым?
Все!

Наступающий год запомнится в частности политическими событиями – в мае выбираем президента. Ждете чего-то нового?
Давайте рассуждать так: существует территория России. Она изменится? Нет. Существуют люди, которые живут на этой территории. Они изменятся? Нет. Так что же тогда меняется? То, что какие-то люди наденут другие значки и начнут себя по-другому именовать?.. На жизни страны это не отразится вообще. То, что мы непочтительно называем «регионами» – это и есть Россия. А Москва – это торговая точка, где продают материальные ценности, должности и прочее.

Продолжим тему изменений. А часто ли вам приходится слышать, что ваша музыка изменила чью-то жизнь?
Мне рассказывали подобные истории... Я с большим уважением отношусь к силе музыки, но при этом понимаю, что мне нужно просто хорошо делать свое дело, не задумываясь о том, как та или иная песня повлияет на конкретного человека.

После таких историй, вы становитесь более осторожным в творчестве?
Это не осторожность, а полное понимание, что несу за все это ответственность.

Борис Борисович, а вас не пугает, что к вам очень многие люди стремятся не как к музыканту, а как к пророку, некоему гуру?
Я не пророк – не возлагал на себя такую миссию. Я человек, который имеет свою историю. И только в рамках этой истории я могу что-то говорить или о чем-то рассуждать…

В 80-х вы были первым музыкантом, который стал издавать рок-журнал. Он назывался «Рокси»…
Не думаю, что музыканты должны сами выпускать такие журналы – невозможно одновременно играть музыку и самому же про все это писать. Но тогда не было ни одного человека, который бы занялся этим. Чудовищная пассивность всех, кто меня окружал, просто вынудила меня предпринять какие-то шаги. Мне пришлось выпустить четыре-пять номеров, а потом пошло-поехало…

Кстати, а как Борис Гребенщиков получает информацию о мире? Вы утверждаете, что телевизор не смотрите…
Из Интернета. Новости узнаю в сети. А если вдруг меня что-то заинтересует, то я иду на аналогичные порталы других стран, сравниваю оценки событий.

Что такое ЖЖ знаете? Бываете на страничке у своей дочери Алисы? Она ведь активно ведет блог на этом ресурсе…
Честно, никогда на этот сайт не заходил.

Алиса самостоятельный человек? Имею ввиду – самостоятельный от родителей?
Абсолютно. Она очень давно живет в Москве, и то, что она делает и в кино, и на телевидении, меня полностью устраивает. Скажем так: я не имею никакого права вмешиваться в ее дела, но в том, что она делает, я с ней полностью солидарен.

Эта встреча с вами для читателей «ВД» будет предновогодней. Хотелось бы услышать какие-то добрые слова накануне больших каникул и праздников…
Мои пожелания будут адресованы всем – и тем, кто настроен на работу, и тем, кто собирается отдыхать. Ребята, вы пока не понимаете, насколько жизнь коротка! Пользуйтесь любым свободным временем, чтобы любить друг друга! Это самое главное. Иначе потом будет поздно, и вы поймете, что просто этого не успели. Любите друг друга!