Хип-хоп африканских шаманов

Одна из самых красивых женщин планеты, непредсказуемая и загадочная  r’n’b-дива Эрика Баду представит москвичам огнедышащий коктейль из джаза, блюза, регги и древних напевов ее народа.

Великому открытию Колумбом Америки радуются далеко не все. Так, часть чернокожего населения этой страны считает, что не случись этого, их предков не вывезли бы из родной Африки работать на хлопковых плантациях. Вот и прапрапрадедушку Эрики Райт (таково ее настоящее имя) доставили в трюме невольничьего корабля прямиком из Кении. Да не куда-нибудь, а в Техас, где рабовладельцы-южане были особенно свирепы. По семейному преданию, он был шаманом, запросто общался с духами при помощи тамтамов, и звали его Баду, что значит Звезда.

Будущая звезда r’n’b, которой явно передались магические способности африканских родственников, родилась в 1971-м в Далласе, знаменитом, кроме всего прочего своим ракетным полигоном и родовым гнездом президента Буша. С раннего детства она ощущала свои «черные» корни, тем более что мама, известная актриса, была постоянно в разъездах и воспитанием девочки занималась бабушка, которая помнила еще таблички «Для белых» и «Для цветных» в общественном транспорте. Вместо обычных колыбельных она пела ей старинные блюзы. Свою первую запись Эрика сделала в три года, на обычный кассетник, в пять вовсю выступала на детских утренниках, с восьми по негритянской традиции, пела в церковном хоре, а в десять сочинила первую собственную соул-композицию. Еще школьницей под именем MС Apple начала выступать по клубам, читая рэп собственного изготовления, положенный на биты, собственноручно собранные в домашней студии.

К музыке Эрика относилась более чем серьезно, брала уроки фортепиано и нотной грамоты, занималась классическим вокалом и внимательно слушала пластинки мастеров прошлых лет, которых в ее коллекции насчитывалось свыше трехсот штук. Ее кумирами были мэтры 60-70-х – Марвин Гэй, Стиви Уандер, Дайана Росс, и особенно – Арита Фрэнклин. Кроме великих американцев, она с любовью и трепетом изучала традиционную музыку Черного континента,  интересовалась новоорлеанским джазом и настоящим ямайским регги. Вскоре она настолько увлекалась «африканской идеей», что начала копить деньги на поездку в Кению, несмотря на уверения родных, что на исторической родине ее, скорее всего, постигнет разочарование. Но едва Эрике исполнилось 21, она все же отправилась к подножию Килиманджаро. И совсем не важно, что в отеле ее обокрали, а в каждой сувенирной лавке бессовестно обсчитывали, узнав, что она американка, – свою Африку она все же нашла, и вернулась в Даллас совсем другим человеком.

Жрица «черной музыки»

В родных пенатах Эрика записала дуэт с хип-хоппером D'Angelo – своеобразный римейк суперхита Марвина Гэя и Тамми Террел Precious Love. Песня вошла  в  саундтрек к фильму High School High и очень понравилась слушателям, причем, все отмечали в первую очередь необычный глубокий тембр голоса певицы и ее неповторимую манеру. Известный продюсер Кедар Массенбург разглядел в Эрике будущего кумира миллионов, и взял ее под свое покровительство, обеспечив ей контракт со своим лейблом Kedar Entertainment. На дворе стоял 1993-й, и этот год считается отправной точкой и в становлении классического хип-хопа, и в карьере певицы, которая представлялась теперь не иначе как Баду. Дебютный диск Baduizm буквально взорвал Америку: сингл On & On возглавил чарт R&B/Hip-Hop, а затем поднялся до 12 номера в рейтинге Billboard Hot 100. Эрика сразу застолбила свое место на  местной r’n’b -сцене: к классическим танцевальным ритмам она изящно и затейливо подмешивала африканские и карибские мотивы, в аранжировках угадывалось сильное влияние джаза, а в текстах вместо обычной любовной лирики поднимались серьезные социальные и политические темы.
 Альбом по всем законам жанра должен был оказаться некоммерческим, но вместо этого достиг «платинового» статуса и проложил мисс Баду дорогу в высший эшелон современной «черной» музыки. Она получила за него два «Грэмми», а в ходе турне в его поддержку выпустила второй альбом, концертник Live – невероятный случай в истории ритм-н-блюза. Эта пластинка в полной мере раскрыла ее талант работы со зрителем. И тогда же сложился ее знаменитый имидж: на сцене она предстала в образе жрицы одного из африканских культов – в невероятном боевом раскрасе и с безумной прической. Ее тут же назвали «самой таинственной звездой» Америки.

Еще работая с D'Angelo, Эрика познакомилась  фронтменом Outkast рэппером Andrе 3000. Их взаимное чувство вспыхнуло словно порох: несмотря на плотный гастрольный график, влюбленные старались не расставаться друг с другом ни на секунду. Их назвали самой красивой парой r’n’b-сцены. Баду с иронией смотрела на толпы окружавших ее бойфренда поклонниц, понимая, что это часть его имиджа.

Примечательно, что совместных произведений, как это часто бывает у творческих пар, Андре и Эрика миру не подарили – если не считать родившегося в 98-м сына. Увы, этот прекрасный союз распался менее чем через три года. Что за батарейка села у их любви, достоверно неизвестно. Скорее всего, два сильных и талантливых человека не смогли ужиться под одной крышей. Эрика сильно переживала свалившееся на нее одиночество, и искала утешения в работе. Кроме музыки, она открыла для себя кино, снявшись в замечательных фильмах «Братья Блюз-2000», «Правила виноделов» и «Тайны прошлого», и написав музыку еще для доброй дюжины картин. В 2000-м вышел ее окрашенный в реггийные тона лонгплей Mama's Gun, достигший шестой позиции в национальных чартах США. А годом позже она снова отправилась в Африку, теперь уже в Кейптаун и уже в качестве звезды экстра-класса. На джазовом фестивале она выступала перед 25-тысячной аудиторией, и в ее репертуаре кроме собственных песен были те вечнозеленые хиты, на которых она когда-то росла.

И вновь продолжается  BOY

Там, в ЮАР в ее жизнь вошел рэппер Common. За дуэт с ним Love of My Life она получила еще одну «Грэмми». Они даже были помолвлены, но  вскоре таблоиды написали, что звездная свадьба не состоится. В жизни певицы опять наступила черная полоса одиночества и депрессии.

Довольно долго про Эрику было ничего не слышно, поговаривали даже, что она оставила сцену и уехала куда-то в африканские саванны. Однако в 2004-м  она неожиданно для всех снова попала в центр внимания. Во-первых, объявила,  что снова готовится  стать матерью, а во-вторых,  выпустила альбом  Worldwide Underground. На этой серьезной, глубокой и даже драматической пластинке Баду предстает не только в качестве этно-джаз-дивы, но и как участница специально созданной под проект группы Freakquency, в которую кроме нее входят такие корифеи как Джеймса Пойзер и Рашад «Ринго» Смит. Пластика была высоко оценена американской критикой – певица получила две, возможно, самые дорогие ее сердцу награды: Soul Train Lady Of Soul Awards и Aretha Franklin Award 2003. Слухи о завершении ее карьеры оказались сильно преувеличены: энергичная и целеустремленная Баду не привыкла сдаваться перед обстоятельствами и вообще еще далеко не все сказала этому миру.

За последние годы она порадовала поклонников замечательными версиями «нетленок» Боба Марли (No More Trouble) и Билли Холлидей (You Got Me), ее даже назвали «новой Билли», а также целой россыпью авторских синглов. Она снялась в фильме «Личное дело» и написала к нему часть музыки, а также готовит к выходу новый альбом BOY, вторую часть ее пластинки New Amerykah, релиз которого намечен на сентябрь. Он должен стать самым искренним и самым личным в ее дискографии.
Несколько песен с него красавица-шаманка споет в «Б1 Maximum», равно как и остальные мега-шлягеры из своего магического соул-блюз-реггей-этно-репертуара.

Факты

После концерта в Кингстоне, за исполнение песни Get Up Stand Up Рита Марли встала перед Эрикой на колени.

В фильме «Братья Блюз-2000», сиквеле культовой музыкальной картины 1980-го,  Эрика сыграла поющую хозяйку забегаловки, которую до этого играла ее обожаемая Арита Фрэнклин.

Сына Эрики и Андре зовут Севен (Семь), а дочь  (ее папа – малоизвестный рэппер The D.O.C.) – Пума.

В 98-м Баду, по мнению журнала People, вошла в список «50 самых красивых женщин планеты», а тремя годами позже,  по версии канала VH1, – в «100 величайших женщин в истории рок-н-ролла».

19 апреля. 21.00. «Б1 Maximum».