В Пасхальное воскресенье 27 апреля концертом в Большом зале Консерватории открылся Московский Пасхальный фестиваль. С этого момента столица будет жить в ритме, который задаст ей Валерий Гергиев. Выдох можно будет сделать лишь вечером 9 мая.
Пасхальному фестивалю всего несколько лет. Впервые он появился на московском культурном пространстве в 2002 году. Случилось это совершенно внезапно, как гром среди ясного весеннего неба. Программа первого фестиваля собиралась буквально за месяц до открытия и была весьма скромной: всего три концерта. Но Гергиев не был бы Гергиевым, если бы не придал своему спонтанно появившемуся на свет детищу гигантский масштаб. Пасхальный фестиваль образца 2008 года – это уже мощный культурный институт со своими традициями. Одна из них – это закрытие в День Победы, причем двухэтапное: с утра open-air на Поклонной горе, а вечером концерт в Доме музыки.
Фигаро тут, Фигаро там
Стремительное перемещение в пространстве – одна из типичных черт тайфуна по имени Валерий Гергиев. В Москве ему, конечно, тесновато, но и здесь он находит себе причудливые маршруты. Начиная со второго фестиваля, концерты проходят во всех основных столичных концертных залах. Вот и за нынешние двенадцать фестивальных дней оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева даст пять концертов в Большом зале Консерватории и один в Доме музыки. Прибавим сюда выступление на Поклонной горе и благотворительный концерт в Третьяковской галерее, где Гергиев будет исполнять совершенно неожиданную для себя музыку: «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна в обработке Софьи Губайдуллиной. Плюс к тому под занавес фестиваля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут мини-гастроли Мариинской оперы со спектаклями «Псковитянка» и «Хованщина».
Тяжело для одного дирижера? Смотря для какого. Дав 29 апреля утренний концерт в Третьяковке, Гергиев ненадолго покинет Москву. Вечером того же дня он выступает в Твери, а на следующий день в Череповце. Несколько концертов в Москве, и снова в путь. 4 мая дневной концерт в Казани и вечерний в Ульяновске, 5-го – гала в Краснодаре, возможно, с участием уроженки этого южного города Анны Нетребко. 6 мая Гергиев, родившийся в Москве, но гордящийся своими кавказскими корнями, выступит во Владикавказе.
Это вовсе не значит, что Москва в эти дни будет обделена музыкальными событиями. Один из самых интересных концертов фестиваля пройдет 4 мая: в Концертном зале им. Чайковского будет звучать Иоганн Себастьян Бах. Этот композитор не входит в сферу исполнительских интересов Гергиева, тем не менее, музыка Баха вот уже несколько лет звучит на Пасхальном фестивале. Все началось с «Дней Баха» в 2004 году. Украшением того цикла стало исполнение «Страстей по Матфею» Баха оркестром и хором Collegium Vocale Gent под управлением одного из признанных мастеров исторического стиля Филиппа Херрвега. В 2008 году музыканты из Бельгии вновь выступят в Москве. На этот раз в программе концерта две оратории и кантата Баха.
Гала хоровых коллективов
6 мая в Концертном зале им. Чайковского пройдет еще одно традиционное для Пасхального фестиваля событие, которое всегда собирает аншлаг: гала-концерт хоровых коллективов, участвующих в фестивале. На нем выступят хоры из России, Украины, Грузии, Болгарии, Сербии и Эстонии. Концерт в зале Чайковского станет кульминацией хоровой программы фестиваля, которая откроется 28 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, а затем разлетится по московским церквам, большим и совсем маленьким. В рамках Пасхального фестиваля возможно, казалось бы, невозможное. К примеру, 5 мая в храме Космы и Дамиана в Столешниковом переулке Камерный хор Эстонской филармонии под управлением англичанина Пола Хиллера будет исполнять православные песнопения знаменитого эстонского композитора Арво Пярта. Да один такой концерт значит не меньше, чем десятки встреч и заседаний в попытках наладить межнациональный и межконфессиональный диалог. Схожим образом обстоит дело с участием в Пасхальном фестивале певцов из Грузии. Какими бы заявлениями не обменивались политики, в какую бы приграничную реку ни выливалось вино, можно быть уверенным, что грузинский хор на фестивале представлен будет. И не только в Москве: помимо трех выступлений в столице юношеский ансамбль «Мдзлевари» даст концерт в Муроме. И, конечно, одним из самых активных участников фестиваля станет хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко.
Фирменное блюдо
Еще одним знаком Московского Пасхального фестиваля является звонильная неделя, воскрешающая традиции праздничных колокольных перезвонов. В эти дни в Москву съезжаются продемонстрировать свое искусство звонари со всей России. Расписание составлено так, что, очень часто, выйдя с хорового концерта, попадаешь в наполненный колокольным звоном весенний день. А самое интересное и эффектное – это вереница звонов. Начавшись на одной колокольне, через полчаса перезвон перекидывается на соседнюю, а десятки людей (у звонильной недели есть своя заинтересованная аудитория) перемещаются за ним вдоль улиц. Самая удобная для прогулки вереница звонов в этом году посвящена колоколам Замоскворечья. 3 мая в 13:30 перезвон начнется в Храме Святителя Николая в Толмачах (это церковь, соединенная переходом с Третьяковской галереей, со стороны Якиманки), а потом пройдет вдоль Ордынки.
Но главным на Пасхальном фестивале все-таки остаются выступления оркестра и солистов Мариинского театра. «Композиторами-резидентами» этого года можно назвать Густава Малера и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Первый представлен тремя симфониями, в том числе исполинской Восьмой, которую называют «симфонией тысячи участников» (это, конечно, преувеличение, но небольшое: помимо увеличенного состава симфонического оркестра в ней занято 8 певцов-солистов и два хора). Второй – симфоническими увертюрами, фрагментами из опер и свежей, с пылу с жару премьерой «Псковитянки». В Москве споют Ольга Бородина, Анна Нетребко, Владимир Галузин, будут танцевать Ульяна Лопаткина, Виктория Терешкина, Андриан Фадеев, солировать в концертах приглашены Вадим Репин (скрипка), Юрий Башмет (альт), Ланг Ланг (фортепиано), Мари-Элизабет Хеккер (виолончель).
Факты:
Московский Пасхальный фестиваль создан по образцу Пасхального фестиваля, проходящего в Зальцбурге с 1967 года. Каждую весну оркестр Берлинской филармонии временно переселяется в Зальцбург и дает за десять дней шесть симфонических концертов и два оперных спектакля.
Московский Пасхальный фестиваль не ограничивается одной столицей. Его региональная программа проходит во многих городах России. В нынешнем году концерты состоятся в Александрове, Владикавказе, Зарайске, Казани, Калуге, Краснодаре, Красноярске, Муроме, Ростове, Санкт-Петербурге, Серпухове, Твери, Тольятти, Туле, Ульяновске, Череповце, Якутске и Ярославле.
На следующий день после окончания Московского Пасхального фестиваля в Санкт-Петербурге открывается Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей». Основные действующие лица те же: Валерий Гергиев и Мариинский театр.
VII Московский Пасхальный фестиваль