ВЕЛИКАЯ МИНЕЛЛИ

На сцене ей не нужны ни роскошные костюмы, ни спецэффекты, она никогда не поет под фонограмму. Каждое ее шоу — это откровение. Звезда «Кабаре» и «Чикаго», дива из нью-йоркского «Studio 54», Лайза Минелли давно не снимается в кино и очень редко дает концерты. 22 мая не упустите уникальный шанс увидеть великую актрису в клубе «Б1 Maximum».

Это не первый визит Лайзы в нашу страну. Последний раз она приезжала в Москву два года назад, в августе 2006, чтобы спеть для избранной публики на закрытой вечеринке, посвященной юбилею известной российской радиостанции. В отличие от многих звезд, Лайза не стесняется говорить, что поет для частных лиц и берет за это четверть миллиона долларов. Тогда Лайза задержалась в столице всего на два дня с тем, чтобы сразу же отправиться в Монреаль на закрытие первых в истории Олимпийских игр для атлетов-лесбиянок, гомосексуалистов, трансвеститов и бисексуалов.
Кстати сказать, Лайза давно — признанная гей-икона, наряду с Барброй Стрейзанд, Шер и Мадонной. Сама Минелли в интервью журналу Newsweek прокомментировала это так: «Что такое гей-икона? Наверное, это человек, который ощущает серьезную поддержку со стороны людей, осознающих, что они не похожи на других. Я тоже чувствовала себя в школе белой вороной. А все потому, что мои взгляды отличались от общепринятых».

Похоже, «взгляды, отличающиеся от общепринятых», были свойственны актрисе с самого раннего детства. Не зря же ее отец, Винсент Минелли, сказал восьмилетней Лайзе: «Ты будешь артисткой, странной и экстраординарной». Его слова стали пророческими.

Бедная Лайза

Лайза родилась для того, чтобы стать актрисой. Иного выбора у нее просто не было. Ее родственники в семи поколениях были артистами – театральными, цирковыми, какими угодно. Ее мать, Джуди Гарланд, узнав о беременности, не прекратила съемки в кино, а лишь скрывала увеличивающийся живот за летящими нарядами. Ее отец, Винсент Миннелли, выбирал Лайзе имя с тем расчетом, чтобы оно эффектно читалось на афише.
Ее родители не хотели для своего ребенка нормального детства. Лайза Минелли не ходила в обычную школу и не жила в обычном доме. Вместо этого она гастролировала с мамой по миру и жила преимущественно в отелях. Гарланд выбирала шикарные гостиницы, типа нью-йоркской Plaza, но никогда не платила по счетам: вместо этого она поднимала Лайзу и ее младших брата и сестру (уже от другого брака) посреди ночи и уносила ноги, пока ее не заметил метрдотель.

После развода родителей (а это произошло, когда Лайзе исполнилось пять), она стала играть роль «мамочкиной спасительницы». Она развлекала Джуди Гарланд, когда ей было плохо. Она прятала от нее таблетки, когда та впадала в очередную депрессию. Она звала на помощь, когда Гарланд в очередной попытке суицида запиралась в ванной. Нельзя сказать, что Гарланд не любила дочь. Но она была прежде всего артисткой, королевой сцены, звездой. А Лайза, хотела она того или нет, была ее зрительницей. Когда же мама и дочка вышли вместе на сцену (Лайза тогда была еще подростком), Гарланд нинтуитивно почувствовала перед собой конкурентку. И это стало проклятьем Лайзы — больше всего на свете она ненавидела, когда ее сравнивали с матерью. И всю свою жизнь доказывала, что она — другая. Но судьба иронично усмехнулась в ответ — у Лайзы были те же проблемы с мужчинами и алкоголем, что и у ее матери. «Не буду скрывать – я алкоголик, это у меня в генах. Мой дедушка был алкоголиком, и моя мама, конечно, тоже, и одна из моих теток. В этом смысле у меня мало шансов на полное выздоровление» - скажет она много лет спустя.
Когда в 1969 году ее мать, Джуди Гарланд, умерла от передозировки, Лайза находилась на сцене. По окончании шоу к ней пришла ее крестная и, рассказав о случившимся, добавила: «Твоя мать была уникальной женщиной. Она всегда делала только то, что ей нравится. И никогда об этом не жалела».

Драйв и мечты

Какой бы вздорной, самолюбимой и избалованной ни была Джуди Гарланд, она сделала для Лайзы главное - сумела объяснить дочери законы шоу-бизнеса: «Мама преподала мне в жизни несколько ценных уроков. Она говорила: «Будь уверена в том, что тебе всегда заплатят за выступление. Всегда бери на себя больше, чем можешь сделать. И всегда считай, что лучшее впереди».

Совсем по-другому дела обстояли с ее отцом, известным режиссером Винсентом Минелли, которого Лайза обожала. «С мамой я должна была делать только то, чего хотела она. С папой все было иначе. Когда я приезжала к нему, он спрашивал: «Ну, кем ты хочешь быть сегодня?» И я отвечала: «Испанской танцовщицей». После чего они садились в машину и ехали по магазинам, закупая все необходимое: яркую бумагу, ткани, ленты. Потом Винсент Минеллли сам готовил для дочки нужный наряд, а Лайза танцевала под перестук костаньет...

«Мама подарила мне чувство юмора и драйв, папа – веру в то, что любые мечты могут стать реальностью», - скажет Лайза потом. До самой смерти отца в 1985 году певица считала себя папиной дочкой.

Танцуй, танцуй!

Лайза дебютировала на профессиональной сцене в 17 лет. В 19 лет она выиграла первую в своей карьере премию «Тони». В тот же год выпустила свой первый альбом. Но мировую известность 26-летняя актриса и певица получила после роли в мюзикле «Кабаре»: угловатой, но неотразимой певички с радикальным черным «бобом» и с огромными накладными ресницами. За эту роль она получила «Оскар», «Золотой Глобус», ее лицо появилось на обложках Time и Newsweek…

Вторая волна популярности пришла к Лайзе после премьеры фильма Мартина Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где она сыграла с «этим высококлассным ублюдком Робертом Де Ниро», и где впервые исполнила свой знаменитый хит, гимн «большому городу». После этого много чего еще было: и главная роль в бродвейском мюзикле «Виктор/Виктория», и совместная запись с Pet Shop Boys и My Chemical Romance… В какой бы проект ни втягивалась Лайза, она отдавала ему частичку себя. Критики писали: «Лайза предельно откровенна на сцене… Она беспощадно демонстрирует окружающим свой талант и свое растерзанное сердце». И, поверьте, это были не просто красивые слова.

Спарринг-партнерша

У женщины, которая с детства боготворит отца, почти нет шансов удачно выйти замуж: в каждом своем избраннике она будет безуспешно искать недостижимый идеал. Это в точности случай Лайзы: о ее «донжуанском» списке ходят легенды, но каждый очередной роман заканчивался неудачей. Ее имя связывали с Мартином Скорсезе, Шарлем Азнавуром, Питером Селлерсом, Михаилом Барышниковым. Только официально она была замужем четыре раза. О своих мужьях и любовниках Лайза Минелли предпочитает не говорить, как, впрочем, и о том, что почти все они были бисексуальны. Первые двое ее мужей, певец Питер Аллен и продюсер Джек Хейли-младший, уже на том свете. С третьим мужем, скульптором Марком Геро, Миннелли дружит до сих пор. Больше всего шуму наделал, конечно, ее четвертый брак, с промоутером Дэвидом Гестом. Через 16 месяцев «мистер Минелли» заявил, что Лайза его избивала, принуждала к сексу и, к тому же, заразила герпесом. Она же обвинилаГеста в том, что он снова, и намеренно, пристрастил ее к наркотикам.

Однажды, исполняя со сцены партию из мюзикла «Чикаго», Лайза сказала: «Это песня о том, как одна женщина убила своего мужа. Уж я то ее понимаю!» И это был самый откровенный комментарий к отношениям с Дэвидом Гестом.

Сегодня, в свои 62 года Лайза не собирается ставить на личной жизни крест. «Конечно, я все время занята, но это вовсе не значит, что я не могу быть занята… с кем-то еще». «Так значит, есть претендент на звание «мистера Минелли номер пять»? «Нет, - отвечает Лайза, и делает долгую паузу - … А впрочем, вы слишком многое хотите знать».

Сценический синдром

Последние два года были особенно тяжелыми в жизни Лайзы. Унизительная процедура развода (Гест требовал $10 млн. из личного состояния жены) завершилась только в январе прошлого года. Стресс отразился на ее физическом состоянии: на рождественском концерте в Стокгольме Минелли неожиданно стало плохо, и она упала прямо на сцене. Она по-прежнему борется с алкоголизмом (последний по времени курс реабилитации в «звездной» клинике Бетти Форд Минелли прошла около года назад). Кроме того, Лайза выкуривает по три пачки Marlboro light в день, но в этом, кстати, не видит особой проблемы («Не знаю ни одного хорошего певца, который бы не курил»).
Тем не менее, уходить на покой Лайза Минелли явно не собирается. «Я цыганка от шоу-бизнеса, и моя работа – кочевать с одной площадки на другую».

Концерты Минелли – это настоящие шоу, а не просто выход матроны к микрофону. Чтобы держать себя в форме, Лайза ежедневно проводит полтора часа у балетного станка. «Отдых? Это слово не из моего лексикона!»

Пять золотых моментов Лайзы Минелли

- «Кабаре»(1972) Боба Фосса сразу после премьеры стал классикой Голливуда, а 26-летняя Лайза Минелли «лицом» новой богемы. Песня «Money, Money», известная старшему поколению советских зрителей по киноконцертам – как раз отсюда.

- Лайза участвовала в самой громкой бродвейской постановке мюзикла «Чикаго» (1975), исполняя ту же роль, которая много лет спустя досталась Рене Зеллвегер. Пусть спектакли с ней шли всего месяц (Лайза была выбрана на замену другой артистки), именно этот месяц в театре были переаншлаги.

- Лайза Минелли спела «Нью-Йорк, Нью-Йорк» задолго до Фрэнка Синатры – в одноименном фильме Мартина Скорсезе (1977). Впоследствии она будет петь ее на бис в Studio 54, рядом со Статуей Свободы, и, конечно, после событий 11 сентября.

- Вопреки скептикам, Лайза триумфально вернулась на сцену, заменив Джули Эндрюс в мюзикле «Виктор/Виктория» (1997). За сценой на всякий случай дежурила «скорая»: физическое состояние певицы оставляло желать лучшего.

Альбом «Лайза вернулась» (2002), спродюсированный ее тогдашним мужем Дэвидом Гестом, был сборником ее лучших хитов: от «Нью-Йорка» до «Кабаре». К тому же это был ее первый самостоятельный альбом за десять последних лет!

22 мая. «Б1 Maximum»