Гадание на книге перемен
Умный взгляд, тонкие усы над нервными губами, кучерявая шевелюра и неизменная шляпа - образ почти канонический. Его имя - синоним свободы, его песни - гимны поколения. Его первый альбом вышел в страшно далеком 1962 году; его голос не утих и сегодня. Боб Дилан - автор «знаковых» песен целого поколения - сейчас находится вне стилей и мод, но при этом остается «умом, честью и совестью» рок-музыки.
Ветер знает, где меня искать
У Боба, он же Роберт Аллен Циммерман, с Россией много общего: его предки по отцу эмигрировали из Одессы после погромов 1905-го, по матери происходили из литовских евреев, а еще одна линия шла... из Турции. В общем, гремучая смесь. К неудовольствию отца, торговца мебелью, юный Боб самостоятельно освоил фортепиано и гитару, и без труда подбирал классические блюзове мелодии, организовав в школе несколько кавер-групп. Вскоре, наплевав на семейный бизнес, он, с гитарой наперевес, начал выступать в студенческих кафе и представляться Бобом Диланом, позаимствовав псевдоним у британского поэта Дилана Томаса.
Через год Боб отправился в Нью-Йорк, естественно, автостопом, как герои культового битника Джека Керуака. В артистическом Гринвич-Вилладже провинциала с внешностью скучающего принца и голосом черного блюзмена приняли тепло, и он легко получил контракт с «Коламбией». 1963 стал годом его первого триумфа: три из написанных тогда песен стали хитами на все времена: Blowin' In The Wind, Masters Of War и A Hard Rain's A-Gonna Fall. Стриженый под ежик пророк, с вызовом певший о тех, «кто построил пушки, несущие смерть» и ядерном апокалипсисе, вышел на авансцену. «Музыки Бунта» В едких текстах, монотонных переборах гитары и пронзительных нотах гармоники таилась истина. Но ответы на вечные вопросы, как пел Боб уносил ветер...
Немало поспособствовала успехам Дилана его подруга и соратница Джоан Баэз. Прекрасная мексиканка со смуглой кожей и звонким голосом, переливы которого заставляли пушки умолкать, записывала песни Дилана и брала его с собой в турне. Они любили друг друга, пели дуэтом, участвовали во всевозможных «маршах протеста» и вдохновляли товарищей на борьбу. Неважно, что потом она объявила его ренегатом, позабывшии прежние иделы. Боб не был революционером, он был и остается Поэтом.
Времена меняются
Так назывался культовый альбом Дилана, вышедший в 64-м и однименная песня. Познакомившись с музыкой The Beatles и других «модных» британских команд, Боб понял, что с одной гитарой он в поле не воин. В 1965-м начинается «электрический» период в его творчестве, фактически заложившем основы современного фолк-рока, ритм-н-блюза и вообще того, что сегодня называют рок-музыкой. Поэзия Дилана при этом становится более образной и многозначной, чему виной, как говорят, явился интерес автора к различным препаратам... Мудрая и нежная Like A Rolling Stone не только стала главным рок-гимном «бушующих 60-х», но и возглавила список 500 важнейших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone (кстати, и названного в честь этой композиции). А через несколько лет спустя Боб записал Knocking on heavens door- и она стала абсолютным чемпионом по числу кавер-версий.
Но после мотоциклетной авария (в которой, как утверждают злые языки, он не так уж и пострадал), Дилан надолго ушел со сцены А вернувшись, стал записывать более тихие и беззубые песни, в которых преломлялись философские и религиозные образы, а обращения к ныне здравствующим политикам чередовались с «беседами» с великими, но давно ушедшими. Народ роптал, критики шушукались — неужели Дилан кончился?
Там, где мы есть
Мучительные поиски своего «я» и кризис среднего возраста ( принятие христианства, расставание с первой женой и женитьба на второй) привели Дилана в супергруппу Traveling Wilburys (Рой Орбисон, Джефф Линн, Том Петти, Джордж Харрисон и Боб). Он снова стал суперстаром рока и новое тысячелетие встретил поседевшим, но молодым душой мэтром, главным рок-поэтом Планеты и по-прежнему одним из самых обаятельных ее мужчин. Его сыновья и жена Каролин, кстати, моложе его на пятнадцать лет, тоже в шоу-бизнесе. Он давно никуда не торопится, но все успевает , и об этом в частности биографический фильм «Меня здесь нет» (режиссер Тодд Хэйнс), где Дилана в разные годы играют шесть(!) разных актеров. Последний нас егодняшний день альбом Modern Times, первый за шесть лет молчания, - образец мудрости и мощи: Боб экспериментирует с джазом, хард-роком и ретро-балладами, клянет на чем свет стоит новый саунд и пытается понять новые времена. Его гнусавый голос звучит, словно времена ничуть не изменились, и главные ценности - свобода, мир, любовь - по-прежнему играют в нашей жизни важнейшую роль. Да будет так.
3 июня, 20.00, Ледовый дворец, Санкт-Петербург. Билеты: 730-73-00