На три голоса

Перед менеджментом Государственного камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна хочется снять шляпу: с интервалом в три дня в Москве выступят звезды мирового оперного Олимпа: Рене Флеминг, Сондра Радвановски и Дмитрий Хворостовский. Пусть передовые музыкальные умы с рвением доказывают, что колода оперных знаменитостей экстра-класса и затерта до неприличия, и плохо обновляется, и чем дальше, тем сильнее тяготеет к гламуру... Все равно любовь к оперным звездам неистребима. Обыватель придет слушать из подсознательного доверия к авторитетам, а записной меломан – из любопытства, чтобы вынести самостоятельное суждение о том, стоит ли старательно хоронить всю систему существования мировых оперных звезд.

Дмитрий Хворостовский

Первым по времени будет дуэт молодой американки Сондры Радвановски (сопрано) и Дмитрия Хворостовского (баритона, если кто забыл). Понятно, что опорная часть и этого дуэта, и собственно концерта покоится на плечах Хворостовского: он не впервые представляет коллег в России. Много лет подряд Дмитрий тяготел к громадным залам – видимо, следуя просьбам менеджмента и руководствуясь не качеством звука, а количеством продаваемых билетов. Два года назад Хворостовский вернулся в академические чертоги – Большой зал консерватории, и нынешний концерт он тоже проводит здесь.

Пора, однако, представить и молодое дарование. Сондра Радвановски приезжает в статусе восходящей звезды мировой сцены. Прославилась она, даром что американка, в вердиевском репертуаре, а в партии Елены в «Сицилийской вечерне», говорят, и вовсе произвела фурор в Парижской опере. За ней признали драматическое мастерство и особые вокальные данные; в комплекте с приятной внешностью это прекрасный звездный трамплин. К нему она присовокупила дебют в Венской Штаатсопер в минувшем сезоне, удачные вводы в спектакли Ковент Гарден Мет и родной Лирической оперы Чикаго. Впрочем, есть еще один, несколько циничный способ определения уровня певицы: петь со случайной вокалисткой артист статуса Хворостовского не станет. В их общей программе арии и дуэты из опер Верди, Гуно, Леонкавалло.
Рене Флеминг в перечислении заслуг не нуждается. На оперном небосклоне она живет давно и утвердилась там надежно, а, приехав пять лет назад на празднование 300-Сондра Радвановскилетия Петербурга, нашла армию поклонников и в России. Она не пренебрегает собственным пиаром и охотно дает интервью, но это лишь хорошая рамка к ее талантам и трудам певицы и актрисы. Мало того, с русской публикой любовь получилась взаимной. Воспринимая Россию как часть славянского мира, Флеминг после опер Дворжака и Сметаны пришла к русской музыке. Теперь в ее коронном репертуаре Татьяна из «Евгения Онегина» на языке оригинала (!), фонетику которого она одолевает с трудом. Два года назад певица исполняла Татьяну в Большом зале консерватории с ныне изменившим ей Дмитрием Хворостовским, тогда же объявившим публике, что госпожа Флеминг – его любимая сценическая партнерша. Впрочем, сопрано с масштабом, Рене Флеминг и сейчас найдет, чем удивлять. В программе ее сольного вечера – традиционные «Русалка» Дворжака, «Тоска» и «Манон Леско» Пуччини подкреплены неожиданным появлением Наташи из подзабытой у нас оперы Чайковского «Опричник». И, более того, романсом Рахманинова на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне». И не беда, что Государственный камерный оркестр предпослал этому великолепию разудалую увертюру Оффенбаха к оперетте «Орфей в аду».


24 июня, 19:00, Большой зал консерватории

27 июня, 19:00, Московский международнвый дом музыки