Вообще, конечно, такого не бывает. Еще девять месяцев назад Петр Налич если и мог дать концерт, то для друзей, где-нибудь на даче, сейчас же он готовится выйти на одну из самых непростых концертных площадок Москвы - Зеленый театр, вмещающий 10 тысяч зрителей. На этой сцене отваживаются выступать такие зубры как Земфира или «Алиса», но не музыкант, у которого нет ни контракта с серьезным лейблом, ни записанного альбома, ни клипов на музыкальных телеканалах, ни серьезной ротации на радио, ни продюсеров, вкладывающих в него миллионы. Тем не менее, все это происходит. За полмесяца до концерта продано уже более полторы тысячи билетов, и весь город бурлит в ожидании концерта.
Вся эта фантастика становится реальностью, потому что, похоже, революция, происходящая в мировой музыкальной индустрии, докатилась и до России. Правила игры меняются на глазах. Оказывается, можно собирать огромные площадки, не прибегая к посредникам, общаясь со своими слушателями напрямую. Главное быть открытым, искренним, ну и, конечно, талантливым. В российской музыке первым, у кого получилось эти принципы осуществить на практике, стал Петр Налич.
Все началось прошлой весной. Петр Налич, двадцатипятилетний выпускник МАРХи, отправился вместе с друзьями, гитарой и любительской видеокамерой на дачу. Петя к тому времени решил бросить архитектуру и серьезно заняться музыкой, поступить в музыкальное училище и, может быть, когда-нибудь петь в опере. Но в те выходные товарищи просто развлекались. Одолжили в качестве реквизита машину-«копейку» и решили снять клип на одну из песен Налича. Gitar, gitar, gitar, gitar, jump to my Jaguar, - пел Налич на смешном ломанном английском с балканским акцентом, сидя за рулем раздолбаной «копейки», а друзья подпевали, весело танцуя на берегу подмосковной речки. Затем Петя все это смонтировал, сделал в фотошопе спецэффекты и выложил ролик на Youtube. За первые полгода его посмотрело несколько сотен приятелей.
А в октябре началось безумие. Вирус активизировался, и ссылка на клип начала передаваться от одного компьютера к другому. Типичная сцена в типичном московском офисе конца октября 2007-го года. Люди сгрудились у монитора, смеются, танцуют, подпевая словам I've never been clever, because need it never. Очень скоро эта мелодия разошлась по айподам и зазвенела рингтонами в мобильных телефонах. Самым удивительным фактом для большинства являлось то, что этот парень из клипа с черными до плеч волосами, невероятным голосищем и смешным английским акцентом вовсе не цыган и не босниец, а уроженец города Москвы, сын архитектора и скульптора Андрея Налича и учащийся Мерзляковского музыкального училища.
Еще до того, как началась эта эпидемия, Петр пообещал выступить с товарищами в клубе «Апшу» в начале ноября, где хозяйки клуба хотели устроить тихий вечер для своих. Уже за неделю до концерта стало ясно, что тихого вечера не получится, что все столики забронированы, а некоторые новообретенные поклонники собираются ехать специально на этот концерт из Петербурга. Наличу срочно пришлось сколачивать группу и в течение недели репетировать с утра до вечера. В результате клуб подвергся самому серьезному нападению посетителей со времен открытия. Люди буквально висели на люстрах, большая часть желающих так и осталась на улице, распевая там Петины песни. А сам концерт пришлось начать на двадцать минут раньше объявленного времени из-за невероятной давки.
Все это было еще очень сыро, не сыгранно, и у Пети явно не хватало репертуара для полноценного концерта, но, тем не менее, для всех, кто попал на этот концерт, было ясно: Налич - это не просто компьютерный вирус, инициатор безумного флэш-моба и автор одной песни. Налич пришел сюда всерьез и надолго.
Газеты «Коммерсант» и «Известия» посвятили свои полосы интервью с новым «интернет-феноменом», назвав Налича главным музыкальным открытием года. За ними последовали «Афиша», «Большой город», радиостанции, канал СТС и т.д.
Вирус Gitar начал распространяться не только по России. Сначала вспышка этого вируса была замечена в Польше и Германии, затем Налича очень страстно полюбили в Греции. Его начали сравнивать с группами Arctic Monkeys и Lilly Allen, ставшими мировыми звездами благодаря интернету. А затем и сама Лилли Аллен прислала письмо Наличу с приглашением в качестве специального гостя на премьеру ее шоу на канале BBC-3 Lilly Allen and Friends. Это был довольно трагикомичный случай. Когда выяснилось, что Налич не успевает поставить английскую визу, он ужасно расстроился. Но когда на следующее утро все английские газеты вышли с горячей новостью о том, что телешоу английской звезды провалилось с самым оглушительным треском чуть ли не во всей истории английского телевидения, музыканты стали переживать несколько меньше.
Следующий концерт в середине января происходил уже на куда более серьезной площадке в клубе «Икра». Аншлаг состоялся без всякой рекламной поддержки. Спустя месяц концерт в той же «Икре» поставил рекорд для клубных выступлений русских музыкантов. Последний билет был продан за две недели до выступления.
В интернете начали ходить всевозможные конспирологические теории, что все это манипуляции серьезных олигархов, в качестве основного подозреваемого упоминался владелец «Лайвджорнала» Александр Мамут, который якобы вкладывает в Налича огромные деньги. Тем временем Петр Налич, устав от бесконечных интервью, фотосъемок и телезаписей, решил уйти на несколько месяцев из видимости радаров, чтобы полностью сосредоточиться на музыкальной составляющей. Утром учеба в Мерзляковском училище, затем репетиция с группой или запись в студии, вечером занятия с преподователем по классу вокала - и так шесть дней в неделю.
За это время Налич и его ансамбль в музыкальном плане ушли далеко вперед. Со времен первого концерта состав группы успел уже несколько раз смениться, и теперь это коллектив со звучанием, готовым поднимать многотысячную аудиторию.
Последний раз это было очень красноречиво продемонстрировано на Чемпионате Европы по футболу, куда власти города Инсбрука пригласили Петра выступить на городской площади перед матчем Россия-Швеция. На площади собралось более пяти тысяч человек, и даже шведские болельщики, несмотря на непримиримость соперничества, вовсю поддерживали российского музыканта.
Наличу всегда очень сложно отвечать на вопрос «в каком стиле вы играет?». В песне Gitar явственно слышны балканско-цыганские мелодии, но ими в песнях Налича дело явно не ограничивается. Он очень тонко чувствует музыку. Он берет любой музыкальный жанр, пропускает его через себя, оживляет его своим голосом, и в результате получается нечто абсолютно новое. Причем, спектр жанров самый широкий, от регги до итальянской оперы, от арт-рока семидесятых до американского кантри, от хип-хопа до французского шансона. Но в каком бы жанре не исполнена была песня, Налича невозможно с кем-нибудь перепутать. И в первую очередь это благодаря голосу Петра. После концерта в Зеленом театре у Налича начинаются вступительные экзамены в консерваторию. Несмотря на нахлынувшую в последнее время популярность, он по-прежнему собирается в один прекрасный день выйти на оперную сцену. И нет никакой нужды выбирать между работой с ансамблем и оперой. По новым правилам в музыкальной индустрии, нужно просто делать то, от чего сам получаешь удовольствие.
3 июля, 20:00, Зеленый театр парка им. Горького