Главный признак лета - перемещение музыкальной жизни из театров и концертных залов во дворцы-усадьбы. Впрочем, театры не сдаются окончательно, самые трудолюбивые играют весь июль.
Лето – самое правильное время для активизации усадебной жизни. Даже если забыть о погоде, в другое время никак не собраться на изящные концертики, разбросанные по частным культурным хозяйствам позапрошлого века. Как-то само собой эти сезонные и откровенно камерные события объединились под маркой фестивалей. Так им проще не потеряться при полном отсутствии информации ленивой летней жизни. На декаде таких фестивалей четыре, все в дворцово-парковых ансамблях, все без пристального внимания неотличимо похожи один на другой, даже с приставкой «международный». В чем же разница? «Музыкальное лето в Кузьминках» приглашает музыкантов из Австрии и Литвы. Самые заслуженные «Шереметевские сезоны в Останкино» с завидным постоянством стоят на своем, играя шедевры старых мастеров и воссоздавая забавы музыкального круга легендарного хозяина, графа Шереметева. Относительно новый Фестиваль популярной классической музыки в Коломенском, вероятно, призван подправить блинно-лубочный облик парка, выгодно отличающегося от собратьев изобилием цветов и близостью к центру Москвы. Репертуар тут соответствует названию с большой поправкой на камерность, хотя тут можно было бы подумать о легендарных дореволюционных концертах с военными оркестрами, худо-бедно игравшими громадный классический репертуар.
Цикл концертов в Архангельском отличается пестротой, но, впрочем, и фестивалем не зовется. Понятно, что в таких интерьерах и пейзажах слушать можно что угодно, но поставленные в один вечер хор Турецкого и клавесин с барочной скрипкой – это как-то на любителя.
Логичнее на этом фоне выглядят программы концертов, проходящих в московских храмах. Они буквально на глазах превратились в музыкальные центры, ведущие грамотную репертуарную политику. В Храме святого Людовика на Лубянке представляют программу «Мир романтизма» солисты оркестра Большого театра. А кафедральный собор Непорочного зачатия на Малой Грузинской, явный лидер в этой области, обещает удивить неформальным соединением аккордеона и органа. «Музыкальный фейерверк для аккордеона и органа» в самом деле любопытен: рядом с неизбежными И.С. Бахом и Моцартом – Сезар Франк и Астор Пьяцолла (9.07). Там же пройдет Второй открытый фестиваль-конкурс молодых органистов Soli Deo Gloria (3-6.07), и уж финальный гала-концерт рекомендуем даже равнодушным к органу в хорошей акустике. Не забудьте только, что концерты в храмах начинаются позже театральных.
Впрочем, и театры «досматривают» своего зрителя. После припасенного под занавес балета «Пламя Парижа» Большой закончит сезон гала-концертом (9.07) и уедет в отпуска и гастроли до середины сентября. Только хронически неутомимая Московская Оперетта да трудолюбивый Музыкальный имени Станиславского продолжат работу. МАМТ не просто весь июль поет и танцует. К своим трудам он добавил невинный маркетинговый ход: по Москве развешены афиши «Фестиваля классической музыки», который на поверку оказывается обыкновенным текущим репертуаром театра. Но зато фестиваль – звучит гордо. Что поделаешь, если расслабленный летним мегаполисом зритель так и ждет, чтобы кто-то его сориентировал и растормошил. «ВД» старается вместе с театром: пока не пропустите колоритную «Майскую ночь» (3.07), а дальше видно будет.