Филармонический сезон откроет блистательный итальянский десант в лице меццо-сопрано Анны Бонитатибус, сопрано Патриции Чьофи, баса Мирко Палацци и дирижера Лучано Акочелла. Вместе с группой поддержки из коллег, оркестра «Новая Россия» и Академического большого хора РГМЦ они в концертном формате покажут раритетный образчик бельканто – оперу Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки». В ней есть разночтения с привычным нам Шекспиром, но главное здесь не сюжет, а музыка. Точнее, даже сам процесс: оперная мода пресытилась режиссерским своеволием и любовно сосредоточилась собственно на вокале. И хотя загадывать не стоит, но судя по расстановке сил этот вечер должен стать одним из самых заметных в сезоне.
Сутки спустя на той же сцене любимец публики Денис Мацуев выступает в роли локомотива. Вообще-то ему к такой роли не привыкать, но тут еще особый случай – в Москве играет Омский академический симфонический оркестр, редкий сибирский гость, готовый дружить и со звездными солистами, и со знаменитым Академическим русским хором имени Свешникова (5.09, КЗЧ). Нетрудно догадаться, что программа будет патриотическая, Рахманинов и Чайковский; последний кроме прочего представлен нечасто исполняемым Славянским маршем. Оценивая программы пианиста в последние сезоны, легко заметить, что Денис Мацуев надежно окопался на почве русской музыки.
Чтобы дополнить картину музыкального патриотизма, упомянем сразу же два примечательных события. На открытии фестиваля радио «Орфей» играют удивительный универсал виолончелист Александр Князев и первая красавица современного российского пианизма Екатерина Мечетина; у них в программе Мясковский, Прокофьев, Шостакович, Стравинский.
Ну и тяжелая артиллерия на ту же тему: Большой театр открывает сезон двумя представлениями «Бориса Годунова». Спектакль в ничем не примечательной режиссуре Александра Сокурова основателен, солиден, длится без малого четыре часа и знаменит действительно царским бюджетом. Настоящая историческая эпопея развивается в грандиозных декорациях Юрия Купера, в коих тщательная прорисовка деталей вполне себе мирится с компьютерными эффектами. В результате народная драма Мусоргского обрела специфичный богатый лоск. А зритель, в отсутствии режиссерских затей, сосредоточился на смене картин (их девять), а также на исполнителях – солистах, оркестре и хоре. Все они проникаются важностью момента, все трепещут и, наверное, чувствуют себя Иванами-царевичами, сбрызнувшими эпоху Смутного времени мертвой и живой водой. От происходящего на сцене ощущение как от картин Сурикова. Что-то невероятное сотворил с хором Валерий Борисов: хор поет действительно хорошо, внятно, сильно, слаженно. Солисты работают на себя, что прекрасно их стимулирует. Хороши и Михаил Казаков – царь Борис, и Валерий Гильманов - Варлаам, и Елена Манистина - в роли прекрасной полячки Марины Мнишек, и, в особенности, хитрая бестия князь Шуйский – Максим Пастер.
И вообще - может, ну их вовсе, эти режиссерские идеи и кондовый оперный патриотизм? На чудесной картине отдыхает глаз, а хорошему вокалу и ухо радуется.