Жанна вне жанра
У Жанны Агузаровой репутация едва ли не самой эксцентричной певицы в стране. Наиболее распространенное клише для нее – «марсианка». В переводе на простой язык – существо, не похожее на обычного человека. Впрочем, это все имидж. А ведь главное все-таки – голос. Чистый, звонкий, хрустального тембра голос, какого больше ни у кого нет, и который можно будет услышать в «Б1 Maximum» 20 сентября
Датско-подданная из Колывани
Сведения о детстве и даже точная дата рождения Агузаровой покрыты туманом. Вроде бы росла в поселке Колывань Новосибирской области, в прошлом известном своим гранильным заводом. В Эрмитаже хранится 19-тонная ваза из яшмы – произведение местных мастеров. Думается, что Жанной Хасановной колыванцы гордятся не меньше.
Провалившись на экзаменах в театральные вузы Новосибирска и Ростова-на-Дону, Агузарова приезжает в Москву. Чтобы закрепиться в столице, поступает в техникум учиться на маляра. Вместо подлинного удостоверения личности устраивает себе какой-то фантастический паспорт, переделанный из мужского. Подправив имя, Жанна становится Иванной Андерс. Оформив документ разноцветными красками, вклеив туда свою фотографию, Агузарова добавляет еще и сведения о том, что она «датско-подданная». Сегодня такой жест назвали бы художественной акцией. Но в 1984-м году ей эти художества встали боком. Во время недолгого царствования генсека Андропова власти стали «закручивать гайки» на всех фронтах, в том числе и культурно-идеологическом. Рок-музыкантов из андеграунда отлавливали и учили уму-разуму. Группу «Браво» арестовали во время концерта. Музыкантов собирались прищучить за нелегальную торговлю билетами, но такого подарка, как паспорт «Иванны Андерс», милиция даже вообразить себе не могла. Агузарову помещают сначала в Бутырку, потом в институт судебной психиатрии им. Сербского. После этого отправляют на принудительные работы в леспромхоз. В общем, почти как Бродского. Только «Браво» и за тот короткий срок – несколько месяцев – до ареста успели как следует прославиться.
Браво, «Браво»!
В «Браво» Агузарова попала следующим образом. Освоившись в Москве, «Иванна» быстро проникла в московскую андеграундную тусовку. Тяга к экстравагантности была реализована в том числе в дружбе со знаменитой группой художников-музыкантов «Мухоморы». Знакомые рекомендуют ее Евгению Хавтану (в то время группа была еще без названия - его Жанна принесла с собой). Идею ретро-команды придумал Гарик Сукачев. Он там некоторое время и пел, правда, потом Хавтан надумал найти нового фронтмена. В 1984 году у «Браво» было чем удивить рок-андеграунд. Вместо тяжкой рефлексии русского рока, вместо гитарных хард-роковых запилов – лихая смесь ретро и «новой волны». «Браво» моментально становится сенсацией. Ну, а затем - леспромхоз.
Однако «воспитательные меры» государства не сбили Агузарову с намеченного пути. Певица возвращается в Москву, а тут случается перестройка, и группа выходит из подполья. Музыкантов подмечает Алла Пугачева, начинает покровительствовать, - в частности в 1986 году просто как мама опекает их на телепередаче «Музыкальный ринг».
Пару лет «Браво» были на самом пике. Но довольно скоро произошла весьма распространенная в поп-музыке история: амбиции Жанны вышли за рамки группы. В команде к тому времени уже накопилась усталость от долгих, изматывающих гастролей. Агузарова начинает вести себя как капризная суперзвезда, не раз опаздывает на самолет. Хавтану приходится приглашать запасных певиц, которые подменяют знаменитость.
В свободном полете
В 1988 году Агузарова уходит из «Браво» и начинает сольную карьеру. В этом ей сначала помогает Пугачева. Но два ядреных характера плохо совмещаются – долго под крылом Аллы Борисовны Жанна Хасановна не задержалась. Спустя несколько лет она сделает своеобраный «трибьют» Пугачевой – полуджазовую кавер-версию знаменитой песни «Три счастливых дня». В 1990-м году выходит ее первая сольная пластинка, известная под названием «Русский альбом». До сих пор это единственный полноценный ее сольник. Практически все песни диска Жанна написала сама. Амбиции певицы растут, а в стране между тем начинается развал, так что в 1991 году Агузарова решает ехать покорять Америку. Завоевать Штаты оказалось не так просто, как родной Советский Союз. Пять лет она провела за океаном. Пела в лос-анджелесском ресторане Black Sea для эмигрантской публики. Через какое-то время ее оттуда попросили: хозяева хотели от Агузаровой четкого исполнения заказанного репертуара и тяжело переносили ее импровизации. Хотя певица вспоминает о ресторане с благодарностью, потому что «рок-н-ролл – это капризность и избалованность», а тут с 9 вечера до 3 ночи она обязана была петь. «В профессиональном плане меня это закалило на долгую дорогу».
Окончив специальные курсы, Жанна начала диджеить на одной из радиостанций. Училась в знаменитой театральной школе Ли Страсберга. Начала было озвучивать какой-то голливудский фильм, но поссорилась с продюсером на почве того, с каким ударением в царской семье произносили слово «папа». В один прекрасный лос-анджелесский день, как певица сама объясняла, к ней пришла муза и сообщила, что отныне ее имя – Nineteen Ninety’s («Девятнадцать девяностых»). Поняв намек, Жанна собрала одноименный проект из местных музыкантов. Кстати, с ним приезжала на гастроли в Россию. С еще одним героем московского андерграунда 1980-х – лидером группы «Центр» Василием Шумовым, уехавшим в Штаты на ПМЖ, записала два альбома – «Тектоникак» и Nineteen Ninety’s. В общем, в Америке Жанна не скучала: писала картины, работала шофером в реабилитационном центре для знаменитостей, посылала телеграммы Стингу, убеждая певца приехать в Россию. Кстати, Стинг в конце концов действительно приехал.
Возвращение домой
Но покорить «Дикий Запад» по-настоящему не получилось. В 1996 году певица вернулась в Россию. Общественность с изумлением наблюдала за «новой Агузаровой», которая прочно вошла в образ женщины из космоса. 1990-е в России – пестрое время – расцвет клубной культуры, и певица здесь чувствовала себя, как рыба в воде. Наряды и вообще весь внешний вид становятся все причудливее. Время от времени она подогревает интерес к себе отдельными песнями, но полноценного нового альбома за это время почему-то так и не случилось. Выходящие пластинки представляют собой сборники с добавлением нескольких свежих треков.
В этом году у Агузаровой вышла пластинка под названием «Радуга» - на ней новые вещи соседствуют с никогда ранее не публиковавшимися раритетами эпохи «Браво», а также довольно странного качества концертными записями. Центральный хит – «Радуга» - певица записала вместе с группой Dub TV.
Харизма, талант, дар Божий – вот что приходит на ум, когда думешь об Агузаровой. Талант, которым, как кажется, в некоторые периоды своей жизни певица и не знала, как толком распорядиться. В конце 1990-х в одном из интервью она сказала: «Что касается меня, то я до сих пор пребываю в таком несостоявшемся состоянии. Меня это очень радует, потому что продлевает юность». Кажется, несмотря на все достижения, эти ее слова акутальны и по сей день.