В закрытый клуб мировых сопрано проникла новенькая. «Звезда с вертикальным взлетом» латышка Элина Гаранча дает первый и пока единственный концерт в Москве.


Чтобы представить себе уровень претензий этой новенькой, стоит обратиться к годичной давности концерту в Баден-Бадене. Тогда на одном из самых респектабельных европейских курортов единой командой выступали Анна Нетребко, Рамон Варгас, Людовик Тезье и наша героиня меццо-сопрано Элина Гаранча. Соседство говорит само за себя. Исполняли, как водится, необременительные для слуха и популярные по большей части арии из итальянских и французских опер. Потом немецкий канал три дня транслировал The Opera Gala - Live from Baden-Baden и отмечал рейтинговые рекорды. Потом доброхоты вывесили в Интернет лакомый кусочек вечера со знойной Нетребко и рафинированной Гаранчой. А потом под ним появился трогательный комментарий русских меломанов: «а девочки красивые».
Гаранча действительно представляет изысканный тип североевропейской красавицы, в ней есть что-то одновременно и от Клаудии Шиффер и от Ингрид Бергман. Синие глаза, правильные черты лица и высокий лоб сочетаются с подбородком упрямицы, надеющейся только на себя. Удивительно, что и на самых сложных вокальных пассажах это лицо остается неизменно красивым – Гаранча даже в разухабистой хабанере Кармен излучает сдержанное, холодноватое неистовство. На музыкальный Олимп он взобралась стремительно, и ходовое сравнение с «вертикальным взлетом» неслучайно. Пять лет назад в Зальцбурге она исполнила партию Анния в «Милосердии Тита» и проснулась знаменитой. Но прежде были победы на тихом и авторитетном певческом конкурсе в Финляндии и на престижном вокальном состязании BBC, рольки, роли и партии.
Никаких фокусов тут нет. Элина Гаранча родилась в Риге, в семье музыкантов, и первым ее педагогом по музыке была родная мама. В правильное время поступила в Латвийскую музыкальную академию где была подающей надеждой девушкой из труппы Национальной оперы, но затем стала ездить на стажировку вокальной техники по всему свету, застревая подолгу в Вене. Вышла замуж за известного британского дирижера Карела Марка Шишона, обеспечив себе тылы. Проработала несколько лет в Венской опере (вот и еще одна параллель с прижившейся там же Нетребко), и стала свободной артисткой на попечении агентов. Им, говоря откровенно, хватает работы: график выступлений певицы расписан на пять лет вперед, есть даже планы на выступление в Метрополитен в 2014-м.
Несмотря на стремительный взлет, Гаранче не грозит головокружение от успехов. Между ангажементами в Музикферайн, Ла Скала, Ковент Гарден и прочая, прочая, она не обходит вниманием родную Латвийскую национальную оперу. И отдает себе отчет в том, что у современной певицы должны быть не только талант и выучка, но и железная дисциплина, воля, везение, а также умение принимать условия игры на сцене и в жизни. Понятно, что не будь у прекрасной латышки почти мистического чудного меццо, все ухищрения примы из звездной обоймы были бы излишни: контакты с домами мод и спонсорами не отменяют тяжеленного труда по освоению оперных далей. А тут у Гаранчи тоже все в порядке. Кроме уже помянутого Анния, она поет Ромео в «Монтекки и Капулетти» Беллини, Розину и Золушку, множество раритетных партий, сотрудничает с китами вроде EMI Classic и Deutcshe Grammophon, а за роль в подзабытом «Баязете» Вивальди номинировалась на Грэмми. На организованном Русским концертным агентством московском рецитале она будет петь хиты мировой оперы - Россини, Моцарта, Доницетти, Беллини и Бизе. Холодное неистовство должно быть прекрасно.