С почтением и куражом
Чествуем патриарха, приветствуем новую музыку, начинаем слушать самые лучшие абонементы московской филармонии – это программа-минимум на ближайшие десять дней.
Главное статусное событие – открытие фестиваля в честь 80-летия Евгения Светланова. Человек он удивительный: возвышенный аскет, талантливый, страшно упрямый и плохо справлявшийся с дипломатическими играми, неизбежными на постах, соответствующих его масштабу. Волею судеб Светланов стал символом русской музыкальной культуры, не нашедшей себя в новое для страны время. В девяностые его почти одновременно настигли тяжелая болезнь и бунт оркестра, который он пестовал тридцать пять лет. Имея в виду бешеный светлановский темперамент, можно предполагать, что ни то, ни другое по отдельности не могли бы его сломить, но…
Фестиваль памяти человека, в двадцать шесть лет ставшего выдающимся маэстро и в качестве труда жизни записавшим 120 дисков русской музыки, начнется в Большом зале консерватории (27.09). Оркестр Большого театра, где совсем еще молодой маэстро работал больше десяти лет, сыграет сюиту Равеля, Сибелиуса и идеально соответствующие случаю «Колокола» Рахманинова; за пульт встанет Владимир Ашкенази, в прошлом году возглавивший жюри Первого международного конкурса дирижеров имени Светланова в Люксембурге. А солировать собираются лучшие современные вокалисты России: баритон Сергей Лейферкус, сопрано Марина Шагуч и тенор Максим Пастер.
Теперь о главном передовом событии. Московская консерватория при поддержке Минкульта и музыкально цивилизованных Австрии и Нидерландов проводит Одиннадцатый Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» (22-27.09). Посвящен он юбилею ансамбля «Студия новой музыки», пятнадцать лет без страха и упрека работающему на своем бесхлебном поприще, и называется радостно – «Репетиция оркестра». Отсылка к обаятельному фильму Феллини работает на концепцию: по мысли организаторов, обозначенные в нем трения между сольным самовыражением музыканта и интересами оркестра имеют место во все времена, а уж в сегодняшней российской жизни особенно. Солисты «Студии новой музыки» покажут себя с обеих сторон, и в сольных, и в камерно-оркестровых концертах. Гвоздем программы назначены «Исступления» Николая Обухова и симфонии Всеволода Задерацкого, дожидавшиеся исполнения на родине больше полувека, опусы современных авторов, написанные специально для «Студии новой музыки» и новинки от молодого поколения российских композиторов, слухи о смерти которого сильно преувеличены.
В музыкальной культуре авангарда есть свои авторитеты, и один из них, знаменитый пятидесятилетний австрийский ансамбль Die Reihe, всю жизнь несущий в массы Шенберга и Берга, станет главным гостем феста. Все концерты фестиваля пройдут в Рахманиновском зале консерватории, и вход на них будет бесплатным. Однако не обольщайтесь: учитывая аншлаги прошлых лет, стоит позаботиться о местах заранее.
Пара слов о событии, рискующем затеряться на фоне вечерних концертов. Начинается новый сезон неожиданно успешного абонемента Московской филармонии «Сказки с оркестром», и очень изысканно – «Кентервильским привидением» Оскара Уайльда (20.09, 15.00). Мало того, что сказку читает Авангард Леонтьев, так еще и оркестр Московской филармонии играет фрагменты «Американца в Париже» Гершвина, симфонию Дворжака «Из Нового Света» и английские в каждой ноте сочинения для клавесина Уильяма Берда. Не знаем, оценит ли эту блестящую затею во всей полноте ваше чадо, но вот взрослым для воспитания хорошего вкуса - крайне рекомендуется.