Железный дровосек
Он отвергает ценности буржуазного мира, презирает музыкальную моду и плюет со сцены на боготворящих его поклонников. Последний живой рок-бунтарь Игги Поп и группа The Stooges готовятся взорвать Москву проверенными временем хитами.
Я был когда-то странный
Джеймс Ньюэлл Остерберг, уроженец штата Мичиган, примкнул к полулюбительской группе The Iguanas в 1963 году. Это было славное время формирования великих рок-н-ролльных стилей, в том числе того, что родился из гитарного бренчания в папиных гаражах, заменявших большинству молодых музыкантов того периода репетиционные базы. То, что у них у всех получалось, неизменно отличалось грязным звуком (не на что было купить дорогую аппаратуру), относительной простотой музыки (большинство адептов стиля не имели зачастую даже слуха, не говоря уже о специальном образовании) и юношеским максимализмом текстов. В этих условиях Джеймсу понадобилось совсем немного времени, чтобы сделать карьеру внутри The Iguanas, которой он еще оказался обязан своим вторым именем – Игги (сокр. от Игуана): сначала он выступил как автор текстов группы, а потом и вовсе стал ее фронтменом.
Перебравшись в Детройт, Игги оказался в первых рядах его гаражников. Он собрал новую команду, участники которой отбросили свои настоящие фамилии и взяли одно на всех прозвище - Stooge (Страшила). Главного Студжа категорически не устраивали выступления в маленьких клубах и двадцать человек поклонников в лице собственных друзей и родственников. Ему нужен был весь мир, хотя он и не собирался потворствовать музыкальным вкусам толпы. Напротив, в то время, когда в моду входили сладенькие, позитивные гимны от хиппи, наш герой играл жесткий, колючий рок и, не стесняясь в выражениях, призывал слушателей к войне с миром сытых буржуа и глянцевых журналов с Томом Джонсом на обложке.
Музыка The Stooges была абсолютно революционной – мощнейший гитарный напор, бешеный ритм, непричесанный, леденящий душу саунд и, конечно, вокал Игги. Это был рев на пределе человеческих возможностей. Для группы не существовало запретных тем - в текстах все вещи назывались своими именами. Особая статья – поведение фронтмена, имя которого все чаще стало сопровождаться эпитетом «weird» (странный). В обтягивающих джинсах, с голым торсом он метался по сцене, как очумелый, резал себя бритвой, заливал кровью «танцующий партер», плевался в публику, обзывал ее последним словами, пел, встав на «мостик» или зажав микрофон между ног.
Большой Брат следит за тобой
Когда у Игги сотоварищи появилось заметное количество преданных фэнов, о группе наконец заговорили и критики, правда, в основном, в негативном ключе. Они называли музыкантов позором Америки и сумасшедшими, которых нужно изолировать от общества. «Страшил» это не останавливало – к 70-му году у них уже было два альбома, продюсером которых стал участник культовых Velvet Undeground Джон Кейл, услышавший в песнях неуправляемых бунтарей музыку будущего. Однако самим The Stooges, как скоро выяснилось, место в этом будущем предусмотрено не было.
Игги и его команда пришли на рок-сцену слишком рано. Улыбчивые парни, поющие о цветах и чистой любви, были милее народу, чем покрытый шрамами безумец, орущий: «Я хочу стать твоей собакой!». В 72-м группа распалась, отчасти из-за отвратительного менеджмента - «Страшилы», в отличие от одноименного персонажа из «Вошебника Изумрудного Города», так и не дождались «мозгов». А сам Игги, словно Железный Дровосек, стал заложником своего пламенного сердца. Поддавшись депрессии, он ушел в затворники и начал пить. Лошадиные дозы алкоголя (позже он признается в этом сам), стали причиной того, что он напрочь забыл, как прошли те злополучные годы.
Возвращение Игги случилось в 77-м. Панк-рок к тому времени начал триумфальное шествие по планете, и Дэвид Боуи, на заре карьеры внимательно изучавший творчество The Stooges, объявил Игги Студжа «Крестным Отцом» стиля. Это во многом соответствовало действительности, и адепты с радостью поместили имя Игги на свои знамена. Сам артист отнесся к свалившемуся на него признанию скептически: демонстративно поменял свой псевдоним на Поп, а благодетеля Боуи обозвал Большим Братом, отсылая не столько к песне из репертуара коллеги, сколько к диктатору из романа «1984» Оруэлла. Боуи не только не обиделся на забияку, но и выразил готовность стать продюсером его альбома-возвращения The Idiot, с которого, собственно, началась сольная работа артиста по имени Игги Поп.
Свобода - это рай
Как сложилась его творческая судьба, всем хорошо известно. Признанный рок-стар и одновременно один из самых непримиримых музыкантов современности к настоящему моменту выпустил свыше двадцати альбомов. Ни разу не отклонившись от однажды выбранного музыкального курса, он по-прежнему умудряется собирать стадионы и вести себя на сцене практически также, как в далекие 60-е. Да и внешне Джеймс Ньюэлл Остерберг изменился мало – несмотря на морщины, это все тот же поджарый паренек со взглядом волчонка. «Я влезаю в джинсы, которые носил в последнем классе школы!» - говорит он без хвастовства, просто констатируя факт.
Быть в хорошей форме — это, конечно, важно, но явно недостаточно. Что-то продолжало точить беспокойное сердце Игги, и в 2006-м неожиданно для всех он реанимировал The Stooges. Музыканты записали полноценный студийный альбом The Weirdness (продюсер - тот же Джон Кейл) и сингл Free & Freaky («Свободный и Чокнутый»), ставший настоящим гимном любителей нонконформистского искусства и вообще всех свободных, не желающих подстраиваться под систему людей. В Москве Железный Дровосек современного рока и его верные спутники обещают показать, чего достигли в новом тысячелетии. Но и без великих Wanna Be Your Dog, Down on the Street и 1969, поговаривают, тоже не обойдется.
24 сентября, 20:00, Б1 Maximum