Независимые музыкальные лейблы — это такие маленькие острова в бушующем море мейнстрима, на которых живут музыканты, равнодушные к деньгам, славе и оценкам критиков. Так мы думали, пока не поговорили с главами пяти самых заметных отечественных инди-лейблов, которые практически в один голос заявили, что «независимый» — это просто красивое слово, имеющее к ним весьма посредственное отношение.
Эдуард Шум, «Вдох»
Что такое независимый лейбл в России?
На мой взгляд, это объединение энтузиастов, которые очень любят музыку. Но быть независимыми у них не получается, потому что всегда есть вещи, от которых ты будешь зависеть. Та же дистрибуция, к примеру!
Хорошо пою, играю на гитаре. Сделаете меня звездой?
Я - нет. Я не делаю звезд. Могу дать совет: если вы без этого не можете, то пойте дальше и играйте дальше. Я, как правило, у таких людей всегда спрашиваю: «Зачем вы это делаете???»
Сколько дисков в день слушает глава музыкального издательства?
Я слушаю не дисками, а гигабайтами. В день порядка восьми-десяти. Так на протяжении какого-то времени, пока мозг совсем не засорится. А когда он засорится, не слушаю ее вообще.
Сложно ли сказать «нет» юному таланту?
Абсолютно несложно, хоть юному, хоть пожилому. Всегда важно понимать, зачем музыкант приходит на лейбл. Хочется денег заработать - можно это и другим способом сделать, хочется, чтобы люди твою музыку услышали - выложи в интернет, пусть все ее слушают. Или вообще, выходи на улицу и пой!
Пятерка самых успешных релизов лейбла?
Первый альбом группы 5'Nizza «Пятница», сборник «Вдох», «Ура» Сергея Бабкина, Lemon группы Lюк и «Полубоги Вина» The Optimystica Orchestra.
Ваши артисты хотят славы?
Думаю, все артисты подсознательно хотят славы, дело не в том, мои они или не мои.
Вы слушаете альбомы, вышедшие в родном издательстве, удовольствия ради?
Скажу больше, альбом не выйдет, пока я его не послушаю дома много раз. Я выпускаю только ту музыку, которая действительно трогает за душу! Какой доход принесет та или иная пластинка, конечно, можно просчитать, но для меня «Вдох» — хобби, а не бизнес. Я не ради денег всем этим занимаюсь.
Топ 5 чужих, но любимых артистов?
Могу назвать пятерку тех, кого очень хотел выпустить, но не получилось по некоторым причинам: Пелагея - «Девушкины песни», Нино Катамадзе & Insight — White, Нино Катамадзе & Insight — Black, «Маркшейдер Кунст» - «На связи», Billy's Band - «Оторвемся по-питерски».
Цифровые технологии наступают. Что посоветуете делать со старыми кассетами и дисками, скопившимися на полках?
Я вряд ли советчик в таких вопросах - у меня у самого лежат и компакт-диски, и аудиокассеты, и винил. Каждый человек в зависимости от своей любви к музыке и финансовых возможностей самостоятельно должен решить, что ему с этим делать.
Говорят, у людей вашей профессии тончайший нюх на тенденции. За каким направлением ближайшее будущее?
За всеми. Каждое из направлений имеет десятки поднаправлений, десятки поднаправлений имеют сотни подподнаправлений. Мое личное мнение — особенно активно будут развиваться синтезированные стили, смешанные. А победит все равно медленный танец!
Олег Коврига , «Отделение Выход»
Что такое независимый лейбл в России?
Это музыкальное издательство, которое пытается, в первую очередь, выпускать тех, кого хочется. Выживать и зарабатывать при этом тоже хочется, но это уже во вторую очередь.
Хорошо пою, играю на гитаре. Сделаете меня звездой?
Нет. У меня есть знакомые, которых я считаю гениальными авторами, но сделать из них звезд не могу при всем желании . «Гений» и «звезда», может, и совместимые понятия, но далеко не всегда.
Сколько дисков в день слушает глава музыкального издательства?
В 77-ом году я слушал по три новых западных пластинки в день. До сих пор не понимаю, как это получалось. А сейчас ради удовольствия не слушаю практически ничего. Делаю это, когда просят, и то, чтобы не обижать людей. А потом, как правило, пытаюсь увернуться от ответа на вопрос, что я думаю об этой музыке. Опять же, чтобы никого не обидеть.
Сложно ли сказать «нет» юному таланту?
Сложно. Я начинаю говорить, что это не мое, и так далее. Обламывать человека всегда неприятно, особенно, если он вроде бы хороший и не нахальный.
Пятерка самых успешных релизов лейбла?
Что такое успешный релиз? Тот, на котором удалось заработать много денег? Таких у «Отделения Выход» нет. Но то, что мы издавали Мамонова, «Зоопарк», «Ноль», Башлачева, Хвостенко, вносит в мою жизнь «порядок и смысл». И с этой точки зрения, данные релизы очень успешны. Есть, чем похвастаться перед детьми.
Ваши артисты хотят славы?
Думаю, все ее хотят. Другое дело, кто-то может понимать, что цена славы, в общем-то, невелика, но хотеться-то все равно хочется. Человек, который не хочет славы, — он просто святой и прекрасный во всех отношениях!
Вы слушаете альбомы, вышедшие в родном издательстве, удовольствия ради?
В основном, то, что я выпускаю, я помню наизусть. А слушать то, что я хорошо помню, я сам по себе не буду. Бывает, когда кто-нибудь в гости ко мне приходит, и я хочу, чтобы они тоже это полюбили, тогда я могу что-нибудь поставить.
Топ 5 чужих, но любимых артистов?
«АукцЫон», «Маркшейдер Кунст», «Гражданская Оборона», Сергей Курехин, «Борщ». Это навскидку. Наверняка, кого-то забыл. А, с другой стороны, как можно назвать «АукцЫон» чужими? Они, может быть, и не друзья, но уж по крайней мере, товарищи мои - это точно. И по большому счету, какая разница, издавал я их или нет?
Цифровые технологии наступают. Что посоветуете делать со старыми кассетами и дисками, скопившимися на полках?
Кассета - милый дореволюционный формат, который существовал «по бедности». Рынок кассет умер, а у меня их тысяч тридцать, а, может, и все сорок. Что с ними делать — ума не приложу... Другое дело — винил. Лучший из музыкальных носителей. Его надо холить, лелеять и коллекционировать!
Говорят, у людей вашей профессии тончайший нюх на тенденции. За каким направлением ближайшее будущее?
Я точно не отличаюсь этим нюхом. Да и ответ на это вопрос меня особо не интересует. За кем было прошлое? И за кем настоящее? За ними же и будущее. А у нас чистая вкусовщина.
Владимир Феропонтов, «Неотстой мьюзик групп»
Что такое независимый лейбл в России?
Все от кого-то зависят. И лейблы тоже - от дистрибуции, от связей на радио и телевидении. Мне кажется, «независимый лейбл» - это такое модное выражение, которым прикрываются те, у кого ничего в этой области не получается. Это как плохой художник. Нарисовал что-то невразумительное, и на все вопросы потом отвечает: «А я импрессионист!»
Хорошо пою, играю на гитаре. Сделаете меня звездой?
Нет. Хорошо петь и играть мало, нужно обладать массой других качеств. Например, харизмой или голосом, который узнают из миллионов.
Сколько дисков в день слушает глава музыкального издательства?
Я уже довольно давно измеряю музыку не дисками, а треками. В день слушаю 50-100 треков. Представляете, какая у меня профессия, можно молоко давать за вредность!
Сложно ли сказать «нет» юному таланту?
Элементарно. Раньше немного сложно было, а потом научился.
Пятерка самых успешных релизов лейбла?
Из прошлых это «Жизнь и свобода» группы «Многоточие», «Выход» NТL и «Бывает у каждого» М-095. Из последних - альбомы двух моих новых проектов: «Кто кого поимел» (женский квинтет «БеБиZ») и «Остров желаний» (женское трио «МюСли»).
Ваши артисты хотят славы?
Я считаю, что все артисты ее хотят. Показательный отказ от славы и успеха - это, опять же, ширма для тех, кто не умеет что-то делать хорошо.
Вы слушаете альбомы, вышедшие в родном издательстве, удовольствия ради?
Да, слушаю, но довольно редко. В основном в машине.
Топ 5 чужих, но любимых артистов?
Последний альбом «Банд’Эрос» (только вот название не помню) - это лучшее из того, что было сделано российскими артистами за последнее время! А так, я больше иностранцев слушаю.
Цифровые технологии наступают. Что посоветуете делать со старыми кассетами и дисками, скопившимися на полках?
Кассеты точно надо выбросить! А CD никто не отменял. Просто теперь диски — это больше подарочный вариант, чем рядовая покупка. Трек ведь не подаришь. А Limited Edition любимого артиста - прекрасный презент. У меня у самого много дисков накопилось, рука не поднимается их выбросить.
Говорят, у людей вашей профессии тончайший нюх на тенденции. За каким направлением ближайшее будущее?
Поскольку сейчас время музыкальной коммерциализации, будущее, мне кажется, точно не за андеграундом. Скорее всего, будет популярен такой «припопсованный хип-хоп». Что-то подобное у нас уже делали «Отпетые мошенники» и «Дискотека Авария». Весь мир подсажен на такую музыку, значит, и у нас она скоро будет популярна.
Борис Козлов, «А и Б рекордз»
Что такое независимый лейбл в России?
На этот вопрос я ответа не знаю. Все мы зависим от законов шоу-бизнеса и бизнеса вообще. Зависим от наших партнеров и компаньонов.
Хорошо пою, играю ни гитаре. Сделаете меня звездой?
Нет, не сделаем. Для этого нужны средства массовой информации. А мы же – «независимы». И СМИ от нас не зависимы тоже. Никаких рычагов давления на них мы не имеем.
Сколько дисков в день слушает глава музыкального издательства?
По-разному. Иногда бывает, что ни одного не слушаю. Мы ведь выбираем, что выпускать не путем прослушивания дисков. К сожалению, от моего вкуса не зависят продажи и коммерческий успех проекта.
Сложно ли сказать «нет» юному таланту?
Да, сложно. Каждый музыкант надеется на тебя до последнего момента. Смотрит на тебя, как на спасательный круг в открытом море.
Пятерка самых успешных релизов лейбла?
Альбомы групп «Пилот», «Наив», «Тараканы», «Тринадцатое Созвездие» (ныне – «Sozvezdие»), «Приключения Электроников».
Ваши артисты хотят славы?
Да, конечно. Только ее и хотят. Все артисты хотят славы. И все хотят зарабатывать деньги только музыкой и сценой.
Вы слушаете альбомы, вышедшие в родном издательства, удовольствия ради?
Слушаем. Нам нравится музыка, которую мы выпускаем. Особенно группы «Разные Люди» и «Тринадцатое Созвездие».
Топ 5 чужих, но любимых артистов
«Зимовье Зверей», Виктор Третьяков, Дельфин, «Машина Времени», «Пикник».
Цифровые технология наступают. Что посоветуете обычному меломану делать со старыми CD и аудиокассетами, которые скопились дома на полках?
CD надо продолжать слушать и покупать. Качать музыку из Интернета — это воровать деньги у лейблов и артистов. А с кассетами – не знаю. Кто бы мне посоветовал, что с моими кассетами делать.
Правда ли, что у людей вашей професссии тончайший нюх на тенденции? За каким направлением ближайшее будущее?
Нет, не правда. Нет тончайшего нюха у всех людей «нашей профессии». Каждый мыслит по-своему. На мой взгляд, в ближайшем будущем приоритет будет за альтернативой.
Борис Назаров, Citadel Records
Что такое независимый лейбл в России?
Это, как правило, небольшие компании, в которых работает несколько человек, издающих музыку, интересную прежде всего им самим. Я не знаю ни одного независимого лейбла, который выпускал бы музыку коммерческую.
Хорошо пою, играю на гитаре. Сделаете меня звездой?
Это зависит от моего и вашего желания. Есть разные варианты. Например, мне нравится, что вы делаете, и я готов в это вложиться, и второй - вы приходите уже с готовым материалом и финансами, а я выполняю функцию человека, который вам указывает нужное направление.
Сколько дисков в день слушает глава музыкального издательства?
Иногда это бывает какое-то дикое количество дисков. Иногда ни одного - для того, чтобы в голове было «чисто поле» и была способность восприятия нового. Иногда слушаю по 20-30 секунд трека, а всего их около 200, например. И суммарно получается тоже довольно много.
Сложно ли сказать «нет» юному таланту?
Если это талант, ему невозможно сказать «нет». Я ему, наоборот, говорю «да» и предлагаю активное сотрудничество.
Пятерка самых успешных релизов лейбла?
Moscow Grooves Institute - Les Etoiles ont Plus Proches avec les yeux fermees, ULA - Just An Engine, Ольга Рождественская - EP Les Chrysanthemes (а также «На Заре» - полноценный диск этого проекта), Pavel Tukki — Nega, Eject Project - Real Time.
Ваши артисты хотят славы?
Если вы имеете в виду музыкальные достижения, то этой славы, наверное, хотят все артисты. А если мы говорим о славе вообще, то это немного не по адресу вопрос, скорее, это к участникам «Фабрики звезд».
Вы слушаете альбомы, вышедшие в родном издательстве, удовольствия ради?
Только ради удовольствия и слушаю. Потому что те альбомы, которые у нас вышли, вышли только потому, что они мне нравятся.
Топ 5 чужих, но любимых артистов?
«Новые композиторы» - альбом с желтой обложкой, название вылетело из головы. Я купил их диск еще в «Птюче», в 90-х годах, и до сих пор его слушаю. Владимир Мартынов нравится, как композитор.
Цифровые технологии наступают. Что посоветуете делать со старыми кассетами и дисками, скопившимися на полках?
Ну, выбрасывать точно не надо, потому что если выбросишь, точно потом будешь жалеть об этом. Я не стараюсь ограничивать себя в покупке новых дисков, просто действую уже по отработанной схеме: всегда сначала скачаю трек, и уж, если не сотру его, то только тогда куплю компакт-диск.
Говорят, у людей вашей профессии тончайший нюх на тенденции. За
каким направлением ближайшее будущее?
Знаете, сейчас на Земле вообще, так называемый «период затишья». Люди просто делают то, что им нравится, не придерживаясь четких музыкальных направлений. Хотя, на самом деле, Новая Эра в музыке уже наступила - скоро услышите.