Каждую неделю в Москву приезжают десятки диджеев — популярных и андеграундных, заслуженных и начинающих, дорогих и не очень. «ВД» выяснил, за что платят деньги людям, которые играют чужую музыку
Многим доводилось видеть, как работает диджей: стоит себе человек в наушниках за музыкальным пультом и несколькими виниловыми или CD-проигрывателями и ставит одну композицию за другой. Одна дорожка мягко перетекает в следующую, и так полтора-два часа. У постороннего наблюдателя при этом неизбежно возникает вопрос: «Ведь сводить пластинки можно научить и обезьяну, что же тут сложного?» Но не все так просто. Для того, чтобы мир признал тебя хорошим диджеем, нужно обладать целым рядом качеств, речь о которых пойдет ниже.
Страсть к коллекционированию
Хороший диджей - это, прежде всего, неутомимый коллекционер. Во времена господства винила диджейская коллекция начиналась где-то от 300 пластинок – речь идет, сами понимаете, о лицензии... Говорят, у звезд масштаба Fatboy Slim эта цифра доходила до пяти тысяч. Сейчас, когда музыка измеряется терабайтами, дела обстоят иначе: важен так называемый активный репертуар, то есть треки, с которыми человек выступает. Благодаря интернету репертуар можно формировать хоть каждый день, оставляя при этом в качестве основы что-то любимое. По сути, вся та музыка, что находится в коллекции диджея на различных носителях, хранится и в его памяти. Работая с треками, он должен помнить, у какого исполнителя, в какой композиции и в каком месте звучит фрагмент, необходимый именно сейчас, - ведь живой диджейский сет и есть совокупность таких вот кусочков, произвольно набранных из разных пластинок и последовательно соединенных в одно красивое, логически неделимое целое. Один и тот же сет невозможно сыграть дважды: ориентируясь на публику, свое настроение или интуицию, артист всякий раз сплетает новый музыкальный узор, соответствующий текущему мгновению. Таким образом, получается, что одним из важнейших показателей профессионального уровня диджея является то, сколько у него в чемоданчике или компьютере лежит свежей и интересной музыки, и насколько хорошо он в ней ориентируется.
Ощущение железа
Для того, чтобы понять, как диджей сводит треки, придется немного углубиться в технические детали его работы. Диджейское оборудование включает в себя проигрыватели (точки): для винила и CD; пульт, собирающий сигналы из разных точек; микрофон, наушники и иногда дополнительный процессор эффектов. Всю эту массу железа надо не просто уметь использовать, но и «чувствовать». Ведь как происходит сведение? Диджей, поставив какую-то одну композицию, попутно включает другую, звучание которой подается только к нему в наушники. Обнаружив нужный момент в треке, подгоняет его по скорости к тому, что звучит в колонках. Синхронизируя их «бит в бит», переключая каналы на пульте и регулируя громкость, он смешивает композиции в одно целое. После чего громкость первой снижается, и вы уже слышите вторую. Диджей меняет пластинку, и все повторяется снова... По большому счету, у вас вообще не должно возникнуть ощущения, что музыка склеена из кусков – только один непрерывный звуковой поток. Так, умение мягко и незаметно дать одному треку перетечь в другой, становится еще одним показателем профессионализма диджея.
Профессиональные хитрости
Помимо сведения, существует масса других возможностей воздействовать на исходный звук. И если регулирование частот, скорости или уровня громкости можно отнести к простейшим, то такие вещи, как эхо, монтаж или обратное звучание, являются средствами, способными изменить оригинальную композицию до неузнаваемости. Для создания подобных эффектов у диджея есть несколько программ, встроенных в пульт, но особо неугомонные экспериментаторы ими, как правило, не довольствуются и используют дополнительный процессор. С помощью эффектора диджеи могут запускать физически ощутимые волны на разных частотах или радикально трансформировать звук, подыгрывая себе на любом музыкальном электроинструменте. В общем, возможности ограничены лишь фантазией, и получается, что следующий показатель мастерства исполнителя - это, насколько то, что слышно через колонки, отличается от звучания оригинала. Именно на этом этапе выясняется, насколько тот или иной диджей силен как музыкант: звучит ли его сет как самобытная, интересная музыка или же как качественно сведенный, но все же чужой материал.
Контактная импровизация
Ветераны танцполов говорят еще об одном качестве, без которого в их профессии ни за то не добиться успеха. Это - умение чувствовать публику. Насколько ты способен реагировать на изменения настроения людей, хватит ли у тебя сил поддерживать позитивные эмоции музыкой, - во всем этом и кроется настоящий диджейский талант. Случается, что один диджей, имея в своем арсенале самые навороченные, сложные или модные пластинки, не может даже заставить людей танцевать, не то что стать популярным. А другого буквально носят на руках, в то время, как он, наоборот, использует по большей части старые мелодии и вовсе не гонится за модой. Парадокс? Нет, просто, чтобы заслужить любовь толпы, диджей должен дать ей именно то, что она хочет, а, если хочется поиграть для себя, то лучше, наверное, делать это дома. Вот и получается, что один из самых важных показателей профессионализма диджея – это отсутствие эгоизма.
Топ-5: Лучшие диджеи планеты
Редакция благодарит создателей школы диджеев House DJ's Family (www.hdfstudio.ru), промоутеров и музыкантов Александра .ico и Андрея m-clis за помощь в подготовке материала.