Свой 30-й день рождения «Виртуозы Москвы» отмечают в компании Максима Венгерова. Но на сцену БЗК один из лучших скрипачей мира выйдет с дирижерской палочкой.
До определенного времени он только и делал, что подчинялся установленным правилам. Но только до определенного времени: однажды он решился вырваться на свободу, и с тех пор не устает удивлять мир экстравагантными поступками: гоняет с сумасшедшей скоростью по автобанам Германии, признается в любви к песням Аллы Пугачевой и пускает бесплатно на свои концерты студентов.
С самого раннего детства Максим Венгеров был очень правильным и очень послушным мальчиком. Из-за этого детства у него практически не было. Будущий виртуоз вырос в Новосибирске. Мама, руководившая детским хором, и папа, который играл на гобое в местном оркестре, точно определили у малыша редкие музыкальные способности. В четыре года он взял в руки скрипку. В пять лет дал первый сольный концерт. В 10 стал учеником уникального новосибирского педагога Захара Брона. Престижный Лондонский конкурс Carl Flesch International Violin Competition, на котором 15-летний Венгеров получил первую премию, стал первой ступенькой его международной карьеры. Лет через пять у скрипача было все, что может пожелать себе человек его профессии: 130 концертов в год, невероятные гонорары, записи на самых престижных фирмах звукозаписи и, как следствие этого, высокие музыкальные награды. У Венгерова, кстати, гражданина Израиля, появилась скрипка Страдивари, некогда принадлежавшая Рудольфу Крейцеру, смычок, которым играл Яков Хейфец, дом в Монако и Lexus с откидным верхом.
Максим Венгеров всегда умел угодить и профессиональным ценителям музыки, и простым зрителям. Первые восхищались и восхищаются его изысканным звуком и смелыми интерпретациями классики, вторые - внешностью знойного мачо и драйвом, с которым он играет. С инструментом он общается как с человеком: хмурится, улыбается, удивляется, злится. Венгерова интересно не только слушать – за ним интересно наблюдать. После того как скрипач стал послом доброй воли ООН (обычно эту миссию возлагают на поп-звездам или киноактеров), казалось, что в его жизни больше не может случиться ничего необычного. Но все, кто так думал – заблуждались. Три года назад Максим вдруг перестал подчиняться правилам. И начал жить так, как хотелось ему. Взял отпуск на несколько месяцев и начал учиться джазу у воспитанника Граппелли Дидье Локвуда. Под руководством инструктора освоил азы танго. Влюбился в девушку-бразильянку. Стал сочинять музыку (правда, пока только «в стол»). Перестал скрывать свою слабость к яркой одежде. Всерьез занялся дирижированием.
На первый взгляд, ну что в этом необычного? Плох тот скрипач, который не мечтает перековать смычок в дирижерскую палочку. Но дело в том, что большинство музыкантов-солистов приходят к этому после 50-ти. Среди таких перебежчиков: Михаил Плетнев, Владимир Спиваков и Мстислав Ростропович, к которому музыкант с юных лет был вхож в дом и которого называл просто «дядя Слава». А Венгеров решил присоединиться к дирижерскому цеху в неполные 35. Но болезнь рук, слухи о которой просочились в западные СМИ, думается, лишь одна из причин, заставивших музыканта поторопиться. Главное — его желание выразить свои музыкальные идеи не просто звучанием скрипки, а игрой целого оркестра.
Дебют Венгерова-дирижера в Москве состоялся во время концерта скрипачей-виртуозов на Красной площади в сентябре 2007 года. И был очень похож на экспромт - неожиданно для слушателей Максим встал за дирижерский пульт Государственного симфонического оркестра им. Чайковского и исполнил вместе с ним несколько произведений. Теперь все пройдет вполне легально. «Виртуозы Москвы» сыграют под дирижерскую палочку Венгерова программу из хорошо знакомой классики: Серенаду для струнного оркестра Чайковского, Концерт №9 для фортепиано с оркестром Моцарта и Третью (Шотландскую) симфонию Мендельсона.
21 февраля, 19:00, Большой зал Консерватории