Конечно, она не Сьюзен Бойл, а конкурс BBC в Кардиффе, с блеском выигранный Екатериной в июне — не «Британия ищет таланты», но лучшего плацдарма для оперных певцов пока не придумали, это одно из самых престижных вокальных состязаний в мире. Достаточно вспомнить головокружительный взлет Дмитрия Хворостовского на том же самом конкурсе двадцать лет назад. Екатерина Щербаченко, феноменально спевшая сцену письма Татьяны в первом туре, теперь официально и заслуженно – «певица мира».
Телекомпания, которая снимала «Онегина» на гастролях в Париже, сейчас кусает локти. Безусловно, Татьяна Моногарова — это «лучшая Ларина за всю историю оперы». Но то, как спела на генеральной репетиции Ларину Щербаченко (второй состав), публика запомнит надолго... Надеемся, уже в следующем издании оперы на DVD появится бонус со сценами того предпремьерного парижского прогона.
В Татьяне Екатерины Щербаченко нет исступления, которое запросто выдает Моногарова, но зато есть удивительная сценическая свобода: голос, который льется без помех, и аристократическая грация. Такую врожденную элегантность все еще можно встретить в русской провинции. Щербаченко оттуда и родом. Если точнее — из Рязани, где она выросла и выучилась. На выпускном фото из музучилища, Катя – скромная девушка в неброском костюме, не подозревающая о будущих успехах. Сейчас-то ей, понятно, уготована обложка знаменитого британского Gramophone. А российский глянец давно заприметил высокую блондинку. Попытался расспросить о личной жизни. Но Катя — теперь уже в невероятных туалетах и томных позах — по-светски умело отшутилась.
На одной из таких глянцевых съемок мы и пообщались. Идея была остроумной – столкнуть на фото двух примадонн-соперниц. Ее и Моногарову. Они вновь были обречены петь одну и ту же партию: Лизу в «Пиковой даме». Съемка не получилась. Девушки оказались закадычными подругами, с ампутированным чувством зависти. Дольше трех секунд они не могли смотреть друг на друга «с агрессией», начинали «колоться» и хохотать. И все это веселье, вместе с видом на сталинские высотки и набережную, очень напоминало атмосферу советских оперетт. Скажем, «Москву. Черемушки» Шостаковича, где Катя пела строгую и правильную, но такую обаятельную Лидочку в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Роль, после которой ее взяли в труппу Большого. В главном театре страны Катя дебютировала еще одной знаковой для всякого русского партией — Наташи Ростовой в опере Прокофьева. Она рассказывала, как наворачивала круги по знаменитому скверу и все никак не могла поверить, что будет петь в Большом.
Хочется верить, что слава, которая стопроцентно сейчас обрушится на Щербаченко, не помешает голосу. Не превратит непосредственную и живую Татьяну из первых актов в чопорную красавицу в бриллиантах из последнего действия, помахивающую кому-то ручкой и произносящую дежурные «Darling» и «Honey». А еще Кате предстоит научиться говорить самое главное для молодого певца слово: «Нет». Ее голос — настоящее теплое лирическое сопрано, дополняющее внешность и характер. Такой была молодая Мирелла Френи, такими были знаменитые Марчелла Поббе и Габриэлла Тучи. И если слишком рано согласиться на слишком многое, все это великолепие может исчезнуть. Современная оперная сцена – равнодушное чудовище, выжимающее из певцов все возможное, а затем в одну секунду выплевывающее их за ненадобностью. Надеемся, у Кати получится укротить этого дракона.
Пока в Большом, кроме Татьяны, у нее немного работы. От Лизы она благополучно отказалась. В картонно-пластилиновой постановке «Кармен» Дэвида Паунтни ее Микаэла – единственное существо из плоти и крови. Ради ее пианиссимо в арии из третьего акта можно перетерпеть глупости первых двух.
5 июля Екатерина Щербаченко поет «Иоланту» - престарелую сиротку в репертуаре театра, давно отданную на откуп детским утренникам. Про этот спектакль еще в 90-е ходил анекдот: после того как Горбачев позвал Миттерана на это зрелище, тот в отместку повел Михаила Сергеевича на пятиактную старинную оперу Рамо. Но мы уверены, в этот день, под занавес сезона, театр заполнит совсем не случайная публика. Шанс услышать один из лучших лирических голосов поколения, принадлежащий к тому же очень красивой девушке, упускать жалко.