Квентин Тарантино сказал про нее: «Хотите понять, как думает женщина? Послушайте Сюзанну Вегу!» Женщина-бард №1 в мире пишет свои песни сердцем, и каждый раз поет так, словно это ее последний концерт.
Девушка и Смерть
Сюзанна появилась на свет семимесячной, и тут же оказалась в барокамере. Врачи давали ей сначала год, потом два, потом уверяли, что девочка вряд ли закончит даже первый класс. Не слушая запреты докторов, маленькая Сюзи занималась баскетболом и спортивным рок-н-роллом, ежесекундно ожидая приступа астмы и рискуя сломать ногу – в хрупких костях не хватало кальция.
В 18 лет девушка неожиданно для всех бросила танцы. Зато начала выступать в клубах Гринвидж-Вилладж (район Нью-Йорка). С гитарой и один на один с залом. Первыми песнями, которые она исполнила публично, оказались антивоенные хиты 60-х и сочинения приемного отца (неудивительно, учитывая, что мать Сюзанны в молодости тусовалась с хиппи, а отчим был известным поэтом). Потом стала петь свои. «Странно, мы никогда не слышали этих песен Лу Рида», - говорили посетители богемных заведений. Они просто не могли поверить в то, что хрупкая рыжеволосая девчонка в мешковатом свитере и военных ботинках пишет их сама. Феминистские нотки были слышны уже в первых вещах Веги - выросшая в пуэрто-риканском квартале, она насмотрелась на издевательства над женщинами, которых здесь считали существами второго сорта. Позже тема насилия в семье займет в ее текстах еще больше места.
Берегите женщин
В 1984-м Сюзанна в очередной раз попала в больницу - обострение астмы. Над ее койкой висел забытый кем-то портрет Марлен Дитрих. Там певица написала свой первый шлягер - Marlene On The Wall. Через полгода он звучал в плеере каждой из американских феминисток. Они услышали еще негромкий, но твердый голос в свою защиту. Но настоящий успех пришел к Веге в 87-м, когда сразу две ее песни прогремели на весь мир. Хотя уместно ли употреблять это слово по отношению к акустической балладе Luka и меланхолической а'капелльной скороговорке Tom's Diner?.. Это был принципиально новый «женский рок-н-ролл» - певица не признавалась в любви, не жаловалась на своего бойфренда и даже не желала всем понравиться. Она честно и в правильных выражениях рассказывала о своих проблемах, не ставя однозначных оценок, но и не оставляя слушателя равнодушным. Наверное, так пел бы Джон Леннон, родись он девочкой. «Про меня говорят, что я открыла двери для других женщин-музыкантов. Но эти двери на самом деле были открыты всегда - просто, когда я вошла в них, на это все обратили внимание», - признавалась Сюзанна позже.
В 80-90-х Вега была одной из самых влиятельных рок-исполнительниц в мире. Своим кумиром ее считали Бьорк, Нене Черри и Тори Эймос, тоже не чуждые идей равноправия полов. Диск с характерным названием Solitude Standing («Состояние Одиночества») официально вошел в список 100 Лучших альбомов Америки. К ее тихим, вдумчивым песням, посвященным нелегкой женской доле, прислушивались политики и звезды рок-н-ролла. Насилие на улицах, одиночество в большом городе, конфликт отцов и детей, а главное, дискриминация женщины в мире, где правят мужчины, – никто до нее не пел об этом так ярко. Самое поразительное, что ее главные шлягеры перепевали в основном представители сильного пола. Да и на концертах (а она даже с одной гитарой наперевес собирала стадионы) мужчины были в большинстве.
Другие правила
«Феминистка - одинокая уродина в роговых очках. Вот главный миф нашего времени!» - Сюзанна доказывала эту идею не только словами, но и делом. Она никогда не страдала от недостатка мужского внимания, а в 92-м вышла замуж за знаменитого продюсера Митчелла Фрума, который помогал ей с альбомом 99.9°F, и родила дочь Руби. Правда, через восемь лет совместной жизни супругу был дан от ворот поворот. Сюзанна начала писать другую музыку - с использованием электроники и этнических инструментов - и старый муж оказался не у дел. А в числе бойфрендов уже разведенной Веги успели засветиться, по крайней мере, четверо мужчин: индийский актер, арабский шейх, известный кантри-музыкант и безвестный студент из Гарварда.
В 2001-м она выпустила замечательный концептуальный альбом Songs in Red and Gray - gосвященный событиям 11 сентября. А в прошлом году - пластинку Beauty & Crime («Красота и Преступление»), стиль которой критики определили как техно-фолк. Кто-то скажет, что это закат Сюзи, а кто-то посчитает диск настоящим шедевром. «Я знаю, что правильно, а что нет. Я следую своим законам, а вы - идите к черту!» – заявила певица журналистам. Сегодня, в свои 50 рыжеволосая интеллектуалка также независима, загадочна и непредсказуема. И также обожаема публикой самого разного возраста и любого пола. Наконец, она приедет в Москву. Где споет все свои главные песни, без которых нельзя представить музыку XX века. Непринужденно, откровенно и всем сердцем.
31 июля, 21:0, «Б1 Maximum»