Позитивный и удачливый суперпрофи, скрипач Максим Венгеров с блеском выступает в амплуа дирижера.
Еще в прошлом сезоне Венгеров наделал много шума: обожаемый меломанами всего мира музыкант неожиданно для всех объявил о смене скрипки на дирижерскую палочку. Шок, ревность, скепсис – каких только эмоций не вызвало его заявление. Однако для близких Максима Венгерова никаких «вдруг» в этом решении не было. «Я хотел дирижировать оркестром ещё в трёхлетнем возрасте. Как-то мой отец — гобоист в Симфоническом оркестре Новосибирской филармонии — взял меня с собой на работу. Я смирно сидел в первом ряду, внимательно наблюдая, как репетирует Арнольд Кац, руководивший тогда оркестром. А в перерыве встал, подошел к нему и сказал: «Хочу быть таким, как ты». Однако умные взрослые призвали маленького нахала для начала научиться играть на каком-нибудь инструменте. Он, впрочем, все равно выбрал тот, что достается самым близко сидящим к публике оркестрантам, и так мир узнал нового скрипача-виртуоза.
Ныне Максиму Венгерову 34 года, критический возраст преодолен. Привыкший к основательности музыкального дела, Венгеров стал готовиться к карьере дирижера еще десять лет назад. Тогда он брал уроки у Ваага Папяна, ученика знаменитого Ильи Мусина — ленинградского профессора, вырастившего плеяду от Гергиева до Курентзиса. Обеспечив себя отличной дирижерской «родословной», музыкант стал пробовать силы сначала с камерными ансамблями, а затем и с симфоническими оркестрами Иерусалима, Кракова, Белграда, Баку. Прошлым летом рисковый Валерий Гергиев допустил молодого маэстро до собственного пульта, и в досье Венгерова появилась завидная строка о работе с прославленным оркестром Мариинского театра. Уже в этом году он в качестве дирижера начал дружить с Симфоническим оркестром Московской филармонии. И, между прочим, свой гонорар за проект оставил оркестру, которому катастрофически не хватает новых инструментов.
Максим Венгеров давно уже стал крупной фигурой музыкального истеблишмента. Он гоняет на мотоциклах, балуется дорогими машинами, позволяет гламурную съемку в своих разбросанных по всему миру апартаментах и морочит девушек заявлениями, что выбор невесты предоставлен маме. Сверкать с небосклона ему позволяют особые обстоятельства. Венгерова-скрипача обожают фестивали Зальцбурга и BBC Proms. Он играет на уникальной скрипке Страдивари «Крейцер». Кроме прочего, у него четыре «Граммофона» и «Грэмми» в компании с Ростроповичем, десятки дисков, сотрудничество со всеми великими дирижерами мира и игра во всех престижных залах.
Однако в новое для себя дирижерское дело он входит без отсветов глянца, с трезвым пониманием грандиозности новой профессии. Строго говоря, ведет себя как человек воспитанный, не замороченный манией величия. Программы выбирает согласно продуманному плану освоения мирового репертуара, начав с золотой классики — Моцарта, Бетховена, Брамса. Венгеров осваивает непростое искусство быть опорой солиста, прекрасно помня, насколько важно это было для него самого. Так что вечер в консерватории, во время которого музыкант продемонстрирует свои «навыки» дирижера, управляя оркестром Московской консерватории и пианистом Сергеем Кузнецовым, наверняка станет незаурядным событием для всех любителей классической сцены. В программе — все та же золотая классика: Чайковский (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром) и Бетховен (Симфония № 5).
3 сентября, 19:00, Большой зал консерватории