Концерт для Башмета с альтом
Концерт Юрия Башмета и его оркестра «Солисты Москвы» – достойное продолжение начавшегося с большой помпой юбилейного фестиваля «Триумф», в котором выступают лишь звезды первой величины.
Концерт Юрия Башмета и его оркестра «Солисты Москвы» – достойное продолжение начавшегося с большой помпой юбилейного фестиваля «Триумф», в котором выступают лишь звезды первой величины. Юрий Башмет стал первым музыкантом в мире, выступившим с сольными альтовыми концертами и доказавшим, что альт - инструмент, по выразительности, задушевности и виртуозному блеску успешно конкурирующий со скрипкой и виолончелью. Более того, деятельность Башмета стимулировала множество композиторов современности к созданию произведений для альта. Около 40 сочинений написано специально для музыканта.
Известность пришла к Башмету еще в студенческие годы: в 1976 году он получил Гран-при на конкурсе альтистов в Мюнхене, организованный Баварским радио и телевидением. С конца 70-х - начала 80-х начинается стремительное восхождение солиста на музыкальный Олимп. Активная концертная деятельность началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Рудольф Баршай. Впервые в мировой исполнительской практике Башмет дал сольные альтовые концерт в таких престижных залах мира, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Ла Скала (Милан), Большой зал консерватории (Москва).
Очень скоро проявилась разносторонность личности Башмета. В 1985 году музыкант начал дирижерскую деятельность. Однажды на фестиваль во французский город Тур не приехал Валерий Гергиев. Срывался концерт молодежного симфонического оркестра. Менеджер предложил Башмету встать за пульт. Тот отказывался как мог. Уговорили его таким аргументом: «Здесь же Франция. Провалишься, кто узнает?». Но концерт получился фантастический. Башмет приехал в Москву по-настоящему больным дирижирование.
Вскоре появился ансамбль «Солисты Москвы». Но с первым составом пришлось расстаться после того, как музыканты решили остаться во Франции, где работали по контракту в городе Монпелье. Башмет отказался от руководства коллективом и вернулся в Россию. В 1992 году он создает новый оркестр, участниками которого стали молодые музыканты.
Сегодня интересы Юрия Башмета простираются за пределы исполнительской и дирижерской деятельности. Путем педагогической деятельности он всячески повышает технический уровень юных альтистов: создал «Экспериментальную кафедру альта» в Московской консерватории, проводит мастер-классы практически на всех континентах. Способствует возрастанию престижа инструмента: участвует в жюри конкурсов альтистов в Мюнхене, Париже, является президентом конкурса в Великобритании, а главное - основал первый и единственный в России Международный конкурс альтистов в Москве.
Музыкальные фестивали – еще одна страсть музыканта. Фестивали в Роландсеке и Туре находятся под его покровительством, но главное - возглавляет «Декабрьские вечера» – самый престижный и элегантный форум в России на сегодняшний день, предмет отечественной гордости. На фоне такого разнообразия в деятельности создание передачи «Вокзал мечты» на канале «Культура» выглядит как скромное дополнение. При этом Башмет утверждает, что ничего не успевает.
Программа нынешнего концерта призвана продемонстрировать все возможности альта в руках Юрия Абрамовича. Это «Монолог» Шнитке, «Стикс» Канчели, «Fratres» Пярта - все специально для Башмета и его альта. А еще музыкант утверждает, что у него со своим инструментом человеческие отношения.