Сборник кавер-версий песен Егора Летова – настоящее минное поле. Но «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», – тезис поэта получил очередное подтверждение. Этот релиз посредствен в сумме, хорош в деталях и очень хорош в основе, в самой идее прожектора, высветившего четверть сотни передовых команд России. Эта посредственность превращается в высшую оценку, когда за дело берутся люди, соединяющие глубину и дух, демонстрирующие безумный внутренний драйв. Такие, как «Вопли Видоплясова» и «Дочь Монро и Кеннеди». Далее идут исполнители, которые сделали номера абсолютно со своей интонацией. Странно, но в первую очередь это Чиж, далее «Рада & Терновник», «Ленинград», «Кирпичи» и «Ляпис Трубецкой». Известные все лица! Ну и, конечно, исполнители, у которых есть все что надо, чтобы играть Летова, но вывернутое наизнанку, как варежка. Неуместная уместность Messer Chups и грядущей сенсации 386DX, которые очень далеки от оригинала по форме, но очень близки по сути. Увы, ни одна молодая команда не смогла пойти дальше имитации, а тех, кто мог бы пойти дальше даже самого Летова, например, актюбинской «Адаптации», на этом альбоме нет.
The Cranberries «Wake Up And Smell The Coffee» (MCA)
Порция мороженой клюквы. А ведь есть люди, которые едят замороженные фрукты, как эскимо. Все движения чуть заторможены. Падающие предметы никак не могут коснуться земли. Капли дождя, не долетев до поверхности реки, поднимаются вверх, затягивают в сумасшедший неспешный вальс сначала облака, а затем и саму реку. Кажется, наступила вторая за год зима, и больше ничего не будет. Кстати, нечто подобное происходит если не со всеми, то с большинством и музыкантов, и просто людей. И это самый интересный момент. Когда чудится, что больше нет ангельского голоса, нашептывающего волшебные диссонансы и ритмы, способные остановить сердца, то остается, может быть, главное, человеческое – ум, мастерство, достоинство. Это, конечно, не лучшая пластинка самой заунывной и захватывающей команды 90-х. Но если вы действительно любите эту группу, то после прослушивания обязательно станете чуть счастливее. Как минимум от голоса, каких XX век не дал и десятка. Эдит, Билли, Джанис, Сэнди, Бэт… И это очень ложное впечатление, что Долорес О’Риордан с друзьями устали. Просто то, что раньше казалось игрой и чудом, стало жизнью.
Забытые времена (Из коллекции старинного русского романса) (РОФФ Текнолоджиз)
Это уже четвертый альбом в великолепно оформленной серии русского романса, охотно демонстрирующий, что в России уже был свой шансон - очень патетичный, сладострастный и наивный. Тогда же, в начале века, это была эстрада, нещадно поносимая и горячо любимая. Разброс между официальными приоритетами, маргинальными заворотами и реальной народной музыкой всегда был в России очень велик. Так же, собственно, как и сейчас. В начале века это было свежо и ново. Залы заходились в овациях и рыданиях. На похороны певицы Анастасии Вяльцевой пришло 150 тысяч человек. Впрочем, для той части населения, что несла с базаров полные собрания сочинений Белинского, это было невыносимо пошло. Поэтому, естественно, после большевистского переворота это искусство стало уже ненужным и даже преследуемым, и только в 70-е наступил ренессанс и русский романс перебрался на академическую сцену. Поэтому сейчас можно просто вспомнить музыку имен и названий: Юрий Морфесси – «Только раз бывают в жизни встречи», Михаил Вавич - «Грусть и тоска безысходная», Мария Эмская – «Белая акация», Владимир Сабинин – «Гори, гори моя звезда».
«Вал’кирия» «Думать о тебе» (Вал’кирия/Мистерия Паблишинг)
Валькирии появлялись над полем боя внезапно. Без суда и следствия вмешивались в битву на чьей-либо стороне и дарили победу понравившемуся викингу. Затем в полном соответствии с дамской логикой подбирали павших и уносили их на гору Валгаллу, где им всячески прислуживали. Эти низшие боевые женские божества были в некотором роде воплощением женственности, и им пришлась бы по вкусу новая работа главного шутника и пародиста от металла Кирилла Немоляева. Кирилл, перепевавший с жутким рыком в составе «Бони Нем» хиты групп типа «Модерн Токинг», на этот раз выпустил альбом, в котором тяжело найти долю шутки. Индустриальные пейзажи с синим альбатросом – отличная иллюстрация. Выбранный имидж также близок и понятен. Это, конечно, не «Раммштайн» какой-нибудь, а доморощенные и понятные садисты сантехники и маньяки лифтеры. В самой музыке вы вряд ли найдете что-то новое, хотя искусник Немоляев хватает слушателя за глотку, гнет и мнет его беспросветным рыком и отчаянными взвизгами гитар. На фоне непатриотично мяукающих радиозвезд такая музыка - пинок необходимый для просветления и очищения слуха.
Реверс «[?попс]» максисингл (Крем Рекордс)
Параллели и похожести первой ностальгической и нервной песни про «стишочки» очевидны – это Земфира, помноженная на «Гостей из будущего». Лучшее сочетание стилей можно представить, но желать если и возможно, то глупо. Далее нежный цинизм облепленного ремиксами печального рок-н-ролла «Педаль Тормоз». Наверное, многие помнят, песня не новая («Мои любимые цветы – деньги»), и в финале противоречивое для команды с таким активным звуком желание тишины. В конце даже несколько трагичная «Линки». Абсолютно не определимый по стилю (электропоп? Альтернативное диско?), но очень определенный по уровню дебют. Если грядущий альбом будет так же интересен, то возможно, что перед нами открытие года.
Telepopmusic «Genetic World» (EMI)
Трио французов играет в очередную тайну, состоящую из старинного диско, вечно популярных ангельских голосов на подпевках, модных сэмплов и того неуловимого компонента, который последнее время стал называться грувом. Хочется сказать просто «секс», но термин «любовь», хоть и заметно архаичней, но все же точней. Со второй части альбома жесткие и грязноватые электронные подкладки закручиваются в хип-хоп. Без него в наше время так же неприлично, как двадцать лет назад в тренировочных штанах в метро. «Я зверь!» – уверяет едкий мужской голос. Заканчивается альбом медитативными летящими нью-джазовыми композициями. Пластинка похожа на историю дня из жизни: обычного телевизионного с насильственно бодрым утром, дневной суетой и вечерним умиротворением. Наверняка за одним из музыкальных поворотов этой пластинки таится музыка будущего. Только не очень понятно, за которым.
Kosheen «Resist 74321888452» (Moksha/BMG)
Обычный бристольский стиль – это трип-хоп, черный, как ночь, ритм и завораживающий, как пение сирен, вокал. Kosheen - это переразвитие линии Portishead, самого белого проекта в этом ряду. Не хватает малости – того, что называют «сексуальность», «оригинальность» и «глубина». При этом понятно желание восполнить их легендой, техничностью, фантазией и темпом. Получается резковато, ведь мы привыкли к несколько другим тембрам. Получается много звуков, которые очень далеко отстоят один от другого. Мы привыкли к плотному, как песок, минимализму. Не факт, кстати, что мы привыкли к хорошему. К середине диска начинает казаться, что эта отстраненность – хорошо, что это «cool» в смысле «прохлада» и «независимость». И что, наверное, такая музыка звучит внутри больших зверей и настоящих эльфов. В хорошем смысле голодных, свободных и независимых существ.
Дмитрий Маликов «Игра» (Universal)
Отлично записанная пластинка в умершем жанре эстрадно-фортепианных обработок известных хитов. Но даже такой монстр, как Раймонд Паулс, записавший в свое время успешный альбом «Мой путь», все же выглядел не очень впечатляюще на фоне Поля Мориа, Андреаса Воленвейдера и им подобных. Зачем Маликов, человек с образованием и вкусом, полез в этот лес, столь приветливый, судя по опушке, и столь же непонятный в своей сути? Где граница между эстрадностью и виртуозностью? Где правда между каноническими трактовками мелодий и исполнительской трактовкой? Откуда у знаменитых аранжировщиков при всей искусственности их продукта появлялось ощущение легкости и тепла? Возможно, не думая об этом, Дмитрий просто выдержал законы жанра, сделал «Темную ночь» задушевной, «Не отрекаются любя» – патетичной, а «Последнюю поэму» - романтичной, не более. И примитивное «умца-умца» компьютера, имитирующего оркестровую подкладку, окончательно портит впечатление от, в общем-то, аккуратной игры. Взрослым мальчикам лучше бы играть в более взрослые варианты своих любимых игр.