Уже третий раз в Россию приезжает обладательница феноменального и самого провокационного голоса в истории человечества. Голоса в четыре октавы, звучащего будто с того света, голоса анархического и безумного. Он принадлежит певице и актрисе, гречанке американского происхождения Диаманде Галас. Кто-то воспринимает услышанное на ее концертах, как истерично-инфернальный джаз, авангард. Другие могут посчитать это обычным хулиганством. Но эта дама хулиганит так уже более двадцати лет. И, несмотря на всю эпатажность натуры, прозвище от своих поклонников она получила вполне приличное и даже романтическое - Черная роза авангарда.

Про голос знаменитого певца говорят “прекрасный”, “замечательный”, “божественный”. Этот же голос чаще заслуживал определений типа “пронизывающий” или “нечеловеческий”. Иногда запредельный вой, иногда вскрики, клекот, звуки, которые, как кажется, человек вообще не в состоянии воспроизвести без электронной обработки. Оказывается, способен. Диаманду Галас сравнивают с Мэрилином Мэнсоном, она сама в запале заявляла, что является “Майком Тайсоном вокала”. На самом деле она не имеет ничего общего ни с каннибалом Тайсоном, ни с откровенным поп-чернушником Мэнсоном. Возможно, ее образу ближе менее попсовые и менее известные исполнители: Трент Резнор (Nine Inch Nails) и Трики. Из наших, где-то рядом можно поставить только Валентину Пономареву и Раду Анчевскую. Но если для них эксперименты с голосом - скорее временная игра, дескать, “вот мы как можем”, то Диаманда именно так чувствует жизнь и именно это чувство пытается передать вокалом.

Когда Диаманда в конце 70-х училась в Калифорнийском университете, она быстро и уверенно сошла с “правильного” пути. Компания уличных трансвеститов – отличная школа жизни для девочки из добропорядочной семьи. Как и ранние опыты с наркотиками, которые парадоксально привели ее к мысли о том, без них она поет гораздо лучше. Джазовый авангард и фри-джаз, были, наверное, специально созданы для ее голоса. Но абстрактные цели и туманные идеалы не занимали надолго голову Диаманды. Конкретная человеческая боль, выраженная через глобальные жизненные проблемы, становится темой ее творчества.

В 1979 году Галас впервые продемонстрировала свои таланты в Европе. На театральном фестивале в Авиньоне ее увидел композитор Винко Глобокар и предложил петь в опере под названием “Один день для других”. Сюжет прост: турецкая женщина по ложному обвинению брошена в тюрьму и подвергнута пыткам. Далее были “оперы” с характерными названиями: “Wild Woman With Steak Knives”, “Song From The Blood Of Those Murdered”. Кстати, перевод названий проектов и альбомов Галас – вообще занятие презабавное.

В 1982 году появляется первый номерной альбом певицы - “The Litanies Of Satan”. Исполнение стихов (в данном случае одного из главных любителей тьмы в истории искусства - Шарля Бодлера) под минималистичный аккомпанемент становится для Галас главным выразительным средством.

Далее следует альбом “Panoptikon”, посвященный ужасам тюремного заключения, а в 1985 году выходит самая известная работа - трилогия “Маска красной смерти”. На долгие годы главной темой ее творчества становится СПИД. Она сама больна гепатитом С, ее пальцы украшает татуировка “WAAHP - We are All HIV Positive”: “Мы все инфицированы”. Первый альбом трилогии называется “The Divine Punishment” – “Кара господня” и написан на библейские тексты. Через три месяца следует авангардный “A Saint Of A Pit”. И в это время умирает от СПИДа ее брат, писатель Филип Димитри Галас, как бы подтверждая искренность и уместность того, что делает певица.

Диаманда на этом не останавливается. Третья пластинка - “You Must Be Certain Of The Devil” - основана на стиле госпел, музыке, выражающей страдания чернокожих рабов, их мольбы и проклятия. Как уже говорилось, Галас не чужда эпатажу. Когда в соборе Святого Джона в Нью-Йорке во время исполнения программы “There Are No More Tickets To The Funeral” она, обнаженная по пояс, поливала себя красной жидкостью, имитирующей кровь, равнодушных не осталось. Как и в случае с книгой Галас “The Shit Of God”, посвященной “ошибкам” Бога. Конечно, итогом этого стали всевозможные неприятности с церковью.

В 1992 году Галас выпускает альбом “Vena Cava” , в котором не изменяет своему стилю и по-прежнему поет о смертельно больных людей. Еще через год выходит диск “The Singer”, наиболее традиционный в музыкальном отношении, потому как на нем певица исполняла чужие песни.

В этот период Галас появляется в качестве бэк-вокалистки на альбомах самых мрачных и интересных музыкантов, записывающихся на одной с ней фирме – “Mute”. Это Barry Adamson, Recoil, Erasure.

А в 1994 году состоялся первый и последний на сегодняшний день совместный проект Диаманды Галас - партнером стал Джон Пол Джонс, клавишник и бас-гитарист группы Led Zeppelin. Они сошлись на общем интересе ко всячеким инфернальным и магическим вещам. Альбом, составленный из авангардно-блюзовых композиций, был великолепен! Голос Диаманды оказывается самым блюзовым из голосов белых певиц, потому что она абсолютно раскрывается в нем – и со светлой, и с темной стороны. Затем в 1996 году выходит “Schrei X Live/Schrei 27” на собственные тексты и тексты Фомы Аквинского.

И вот 10 ноября 1997 года Театр эстрады в Москве впервые принял знаменитую бунтовщицу. Программа называлась “Malediction And Prayer/ Concert For The Damned” и включала похоронные песни, спиричуэлс, композиции на тексты Пазолини и Бодлера. Галас возвращает негритянским народным песням их сущность, заретушированную филармоническим исполнением. Ведь эти песни - вой и плач попавшего в рабство человека.

Второй раз в Россию Галас привезла программу “Defixiones, Will And Testament”, которую показала 24 сентября 2000 года в Театре им. Гоголя. Программа посвящена жертвам геноцида армян и греков в начале века. Но ее можно воспринять и как песню о жертвах всей европейской цивилизации XX века - через холокост до наших дней. Обе свои программы, сыгранные в Москве Галас завершала “Go Down Moses”, и последней фразой было “Let My People Go!” – “Дай моему народу уйти!” Концерт закончился овацией, но в душе осталась зиять огромная дыра от воспоминания о худой женщине, бьющейся на сцене в паутине безумной энергетики собственного голоса. Программа вышла в виде альбома только в нынешнем году, и сразу следом появился сборник “La Serpenta Canta”, с которым Галас и приезжает в Москву на этот раз.

Что же она прячет за своими черными очками? Диаманда говорит людям о том, что наш мир действительно жесток. СПИД и геноцид – страшные проблемы, но раз человечеству суждено пройти через них, то прятаться бессмысленно. То, что она делает, - это не игра со слушателями. Галас чувствует боль мира всей кожей, каждой клеточкой и учиться сама и учит нас противостоять этой жестокости.

Конечно, большую часть зрителей на предыдущих московских концертах Диаманды составляла подготовленная публика. Но главное, что разочарованных, кажется, не было вовсе. В конце концертов публика аплодисментами прорывалась навстречу певице. А это главное в искусстве - заставить зрителя сделать шаг навстречу, открыться для общения с чем-то большим, чем ты сам. С чем? Каждый выбирает для себя, и в этом тоже смысл высокого искусства.

Статья

Диаманда Галас: « Я говорю о древней форме сатанизма»