Знаменитые «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» — художественно-музыкальный проект Ирины Антоновой — стартуют на Волхонке 1 декабря.

На этот раз «арт» представляют картины из лондонской галереи Tate Britane, парижского Лувра и римской Национальной галереи современного искусства. Ну, а в музыкальной программе — редчайшие европейские оперы XVIII века.



«Декабрьские вечера» — абсолютный феномен советского времени, но никак не его пережиток. Основанные в 1981 году директором ГМИИ им. Пушкина Ириной Антоновой и Святославом Рихтером, «Вечера» стали собирать меломанов в окружении тонко подобранных живописных шедевров. Во многом фестиваль развил идею легендарных домашних вечеров Рихтера, допустив поклонников пианиста в мир, открытый до той поры лишь его ближайшему окружению.

Именно Ирине Антоновой удалось тихо отвоевать на советском пространстве «маленький рай», в котором свободно дышало все мировое искусство. Здесь, в стенах музея, оно чувствовало себя, как в надежной крепости. По личному приглашению Рихтера и Антоновой в СССР приезжали музыканты, недоступные Госконцерту. В музее звучала музыка Метнера, Шимановского, Стравинского, Хиндемита, Бриттена, загадочным образом не находившая места в других залах. В Пушкинском быстро сложилась уникальная по тем временам сфера общения.

Это нравилось не всем, но извести «Декабрьские» не решался никто. «Про нас стали писать, что фестиваль элитарный. В подтексте читалось: «ненужный» — именно так, с уничижительным оттенком, — утверждает Ирина Антонова. — Зато мы ставили в программу абсолютно все, что хотели. Представьте, я даже ни разу ни от кого не слышала обычное по тем временам «Не надо! Разве вы не знаете, что ЭТО не исполняют?!» Впрочем, надо учитывать, что наш фестиваль появился на пороге другой эпохи».

Нынешние «Декабрьские вечера» пройдут под заголовком «Лики истории в европейском искусстве». XIX век в культуре Европы, вообще, время кризисное и темпераментное. Художники искали новых героев — старинные античные образцы уже не устраивали. И находили их среди своих же современников. Чайковский писал романсы на слова Великого князя Константина Романова; Бетховен посвятил сонату Александру Первому; Бриттен сочинил свою «Глориану» на коронацию Елизаветы Второй…

Симона Кермес

Музыкальная программа «Вечеров» составлена «под главную тему». На всех двенадцати концертах прозвучит «программная» музыка — то есть имеющая сюжет. Это редкие оратории, оперы и симфонии, которые создавались как отклик на политические события того времени. «Вечера» пройдут с участием артистов московских театров и солистов Мариинки, московского оркестра Pratum Integrum и испанского «Геспериона XXI», певицы Симоны Кермес и гобоиста Мориса Бурга, виолончелистки Наталии Гутман и альтиста Юрия Башмета. Они откроются 1 декабря раритетной программой, посвященной первой публичной опере—– гамбургской, возникшей в XVIII веке. Отдельный вечер отдан русской опере XIX века — уж в ней-то в ней лики истории проступили ярче некуда.

17 декабря театралы ринутся на программу «1812 год» с участием Константина Хабенского. Он сегодня как никто владеет уходящим искусством мелодекламации. Задача у «адмирала Колчака» сложная вдвойне: ведь речь идет об «Оде Наполеону» с безумным звуковым фоном Шенберга.

А что же выставка? «Идея XXIX «Декабрьских вечеров» — осмысление истории через события и явления, современные Художнику, — говорит Антонова. — Эта тема сейчас выходит на первый план в европейском искусствознании».

В проекте участвует 17 музеев. Кроме российских, это лондонская Tate, Лувр и Музей Орсе, музеи Германии и Италии. Представлены Энгр, Делакруа, Домье, Менцель, Гойя, Брюллов, Иванов, Суриков и еще множество художников, неравнодушных к истории человечества.

Когда-то основатели фестиваля хотели назвать его «Дары волхвов» — ведь так или иначе на нем отмечалось европейское Рождество, о котором в Советском Союзе знать не полагалось. И все же решили не будить лихо. Но скромное название «Декабрьские вечера» уже давно означает что-то само по себе очень важное. И греет каждого, кто, словно личного подарка, ждет этот фестиваль на излете очередного трудного года.

Билеты: билеты на «Декабрьские вечера» продаются в кассе Музея Личных коллекций (ул. Волхонка, 10) это по соседству с главным зданием музея. О цене на каждый концерт нужно узнавать отдельно. Сделать это можно по телефонам 697-16-10 и 697-79-98. Программа – на www.museum.ru/gmii/mainr.asp. А не так давно у музея появился свой блог в ЖЖ http://community.livejournal.com/tvoy_muzey/

С 1 по 30 декабря, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина