В Москву приезжает Ян Тирсен — автор культовой музыки к фильму «Амели». Теперь у нас появилась возможность оценить живое выступление «последнего романтика Европы».

Ян ТирсенОн похож на классического рокера, но своими учителями считает Баха и Шостаковича. Он блестяще играет на двадцати музыкальных инструментах — в их числе скрипка, фортепиано и аккордеон,  — но уверяет всех, что не умеет играть ни на одном. Его не узнают на улицах, хотя, наверное, нет ни одного человека, который не слышал бы его волшебную музыку к «Амели». Его с нетерпением ждут на самых престижных концертных площадках мира, а он предпочитает затворничество в своей квартире под самой крышей в особняке на Монмартре.

Стилю, в котором работает Ян Тирсен, знатоки дали много названий — «новый минимализм», «синема-блюз» и даже «морская рапсодия». Ни одно из них не объясняет главного — на что похожа музыка Тирсена. Сам композитор имеет по этому поводу свое мнение: «Музыка не появляется ниоткуда и не уходит в никуда. Она незримо присутствует в этом мире. Кто-то ее слышит, а кто-то нет. У меня иногда получается».

Ян родился и вырос в портовом Бресте, что на севере Франции. Он никогда не учился музыке — работал почтальоном и продавцом в цветочном магазине, осваивая один за другим инструмент самостоятельно. Играл на свадьбах и похоронах. Сочинял собственные мелодии.

В качестве эксперимента Ян написал музыку для фильма «Воображаемая жизнь ангелов» знакомого режиссера Эрика Зонка. Вернее, взял свои старые ноты и слегка их переработал. Восторженная пресса тут же назвала его «новым Нино Рота». «Разнося письма и телеграммы, я в свой голове написал столько музыки, что ее хватит лет на двести. Только будут ли наши потомки вообще слушать музыку?». Потом были пластинки «Вальс Чудовищ» и Le Phare («Маяк») — экспрессивные и застенчивые саунд-путешествия по закоулкам человеческих страстей. Ян записал их в маленькой домашней студии, без приглашенных суперзвезд и дорогостоящей аппаратуры. А в качестве одного из инструментов использовал... велосипедное колесо. Критики уже тогда, в конце прошлого века, предрекли этому чудаку, зимой и летом ходившему в непромокаемом плаще, поношенном свитере и очках в роговой оправе, всемирную славу.

Слава пришла к Тирсену в 2001-м, когда композитор написал саундтрек к картине самого известного современного французского режиссера Жана-Пьера Жене «Амели». И простые зрители, и высоколобые критики не могли понять, как это у Тирсена получается? Скромные, неяркие, нарочито любительские мелодии намертво врезаются в мозг, их хочется слушать снова и снова. А рождаемые ими чувства простираются от черной меланхолии до желания обнять каждого представителя рода человеческого. «Меня называют последним романтиком кинематографа. А я, когда играю на скрипке, думаю, что вот, мол, за эти струны Paganini Steel я все-таки переплатил».

После выхода «Амели» концертный график Тирсена стал напоминать расписание турне рок-звезды. Оказалось, что монмартрский затворник с легкостью собирает лучшие залы по всему свету. А билеты на его живые концерты раскупаются в считанные часы. Вне зависимости от того, играет он с Венским Симфоническим оркестром, с никому не известной группой, с непрофессиональной певицей-актрисой и близкой подругой Наташей Ренье, или, вообще, в гордом одиночестве. «Я выбираю музыкантов среди своих друзей. Это мой единственный критерий».

Последние работы Тирсена — музыка к фильмам «Гудбай, Ленин!», «Табарли» и «Время Каира» и пронзительный альбом L'Absente, название которого можно перевести как «Отсутствующая». Звуковую оду человеческому одиночеству в мире машин и механизмов Ян писал, по его собственному признанию, «завязав глаза черной лентой, чтобы лучше различать пение ангелов и вой демонов». На московском концерте, который пройдет в рамках фестиваля нового рока Avant Fest, Тирсен познакомит москвичей и с теми, и с другими.

Билеты:
Билеты советуем покупать в интернет-магазине www.avantshop.ru (221-22-39), здесь они без наценок. Причем, чем раньше вы их купите, тем меньше будет цена. К примеру, в ноябре входной билет в клуб будет стоить 1200 р., в декабре — 1500 р., а в день самого фестиваля — 2000 р..

12 декабря, 16:00, Центр «АrtPlay на Яузе»