На этих выходных москвичей ждет два концерта немецкой оперной звезды Симоны Кермес. За темперамент и яркую внешность ее называют панк-барок-певицей.
Давайте признаемся в том, что для обывательского слуха вся барочная опера звучит совершенно одинаково, и Гендель вполне может сойти за Хассе, а тот, в свою очередь, за Вивальди. И только потом, приобретя некоторый слушательский опыт, ухо начинает их различать, и вы постепенно понимаете, что Гендель, наверное, гений, а Хассе, наверное, нет, и что у Вивальди есть ирония и чувство юмора, а оперы Боончини написаны преимущественно со звериной серьезностью.
Еще труднее с так называемыми барочными певицами. Они все хорошо выглядят и плетут одинаковые кружева тоненькими безликими голосами. Запомнить их всех нет никакой возможности, да и карьеры у них короткие. Найти запоминающуюся большая редкость. И одной из таких редкостей безусловно является Симона Кермес.
Во первых, у нее голос, который слышно и в крошечном зале, и в больших пространствах КЗЧ и БЗК — что она не раз с блеском доказывала московской публике. Во-вторых, вы ее никогда не забудете. Рыжая, сероглазая, в нарядах, при виде которых даже Нина Хаген будет долго и нервно курить в коридоре, она выдает пулеметные очереди колоратур и при этом танцует так, как будто это бешеный эллингтоновский свинг или хард-роковый гитарный риф, а не арпеджио из оперы Вивальди.
Но ее темперамент, подкрепленный страстью к музыке Бьорк и Rammstein, ничуть не означает грубости, ни музыкальной, ни душевной. Послушайте, как она поет Дидону в опере Перселла с Курентзисом за пультом. Такая метафизика дорогого стоит — имея в коллекции минимум десяток записей оперы «Дидона и Эней» с великими певицами, я все чаще включаю именно эту. Кстати, именно Курентзису мы обязаны особой репутацией Симоны в Москве, поскольку именно в его моцартовском проекте она первый раз явилась московской публике, и теперь блеск ее колоратур и серых глаз стал неотъемлемой частью столичного музыкального горизонта.
Барочное исполнительство невозможно себе представить без интеллектуальных усилий. Если ты хочешь отличаться — нужно сидеть в пыльных библиотеках и искать неизвестные названия, а потом придумывать для них оригинальные концепции. И Кермес это умеет — один из ее дисков La Maga Abbandonata, что значит «Покинутая волшебница», объединил арии всех покинутых волшебниц из опер Генделя, а саму сюжетную канву придумала знаменитая интеллектуальная детективщица Донна Леон.
Симона даст два концерта в Москве: один в рамках фестиваля «Декабрьские вечера Cвятослава Рихтера» в ГМИИ им. Пушкина, а второй в Камерном зале Дома музыки, где сопровождать Симону Кермес будут участники очень симпатичного ансамбля аутентистов Pratum Integrum под управлением виолончелиста Павла Сербина, а ответственнейшую партию клавесина исполнит Ольга Филиппова.
Билеты: поприсутствовать на концерте панк-барок-певицы, как называют Симону Кермес немецкие журналисты, можно, заплатив всего 500 р. — столько в кассах ММДМ стоят места в амфитеатре. А за билеты в партер с вас здесь возьмут 3000 р.
18 декабря, 19.00, ГМИИ им. А.С. Пушкина (в рамках Фестиваля «Русская зима»)
20 декабря, 19.00, ММДМ
Симона Кермес: волшебница барокко
На этих выходных москвичей ждет два концерта немецкой панк-барок-певицы, звезды оперной сцены Симоны Кермес.