Прошлогодний приезд Nightwish поставил на уши всю металлическую и внеметаллическую общественность. Это была классическая иллюстрация пропасти, пролегающей между реальной жизнью и тем иллюзорным миром, в котором живут “воротилы шоу-бизнеса”. В нашей стране бытует странный миф, что исполнителя, которого не показывают по телевизору, никто не знает. Что стоит вытащить какого-нибудь свиновода Сидорова из Трипуклянска-на-Амуре и показать раз сто по “ящику”, как он тут же начнет собирать стадионы.
К счастью, эта схема применима только к так называемой “попсе”, то есть ширпотребу. В качестве рекламы прошлогоднего концерта Nightwish по рок-магазинам были развешены маленькие невзрачные афишки, благодаря которым Горбушка затрещала по швам. Половина зрителей каким-то чудом уместилась в ДК, другая же половина осталась за дверью, до самого конца представления выпрашивая лишние билетики. Слушателям не нужно было объяснять, что такое Nightwish. Зато горстка журналистов на пресс-конференции не имела никакого представления о группе и высасывала из пальца дежурные вопросы про выпивку, футбол и искусствоведение: “Как вы оцениваете скандинавскую металл-сцену”? Тарья Турунен и Туомас Холопайнен покорно отвечали на всю эту галиматью. В частности, Туомас сказал: “Я не могу объяснить, почему именно скандинавский “металл” так известен, а не немецкий. Возможно, это как-то связано с долгими зимами, темнотой и прочими свойствами климата… Говорят, что мы, финны, много пьем. Мне кажется, нас считают скорее “суицидальными”, депрессивными людьми, вкладывающими в музыку всю свою печаль и отрицательные эмоции…”
Nightwish часто сравнивают с Gathering, Stratovarius, Therion, Royal Hunt. Но Туомас считает, что у Nightwish “больше общего с такими “театральными” группами, как Therion, Rhapsody, чем с Helloween, Stratovarius, Gamma Ray”. Жанр, в котором музицирует группа, в целом можно охарактеризовать как добротный хэви-метал с готическим уклоном, фольклорными элементами, модными клавишами и академическим вокалом. Говорить о более конкретных металл-течениях не стоит, потому что песни у группы разные, а сама она стремится развивать свой индивидуальный стиль и дальше. Что касается родины Nightwish и Санта-Клауса, то там действительно странная музыкальная обстановка. Страна очень маленькая, а музыкантов на квадратный километр больше, чем гальки на пляже. Видимо, в Финляндии так холодно, что кроме как музыкой, в ней мало чем можно заниматься. В стране нет нелепых форматных табу, и многие металлические группы регулярно и успешно участвуют в национальном чарте вместе с диджеями, рэперами и эстрадными певицами - а Nightwish редко вылезают из его первых строчек. Все это лишний раз подтверждает, что хэви-метал – не “крайнее направление для маленьких детей”, как говаривал Стас Намин, а интересная, многогранная жизнеспособная музыка, которая развивается и будет развиваться в дальнейшем.
Изначально Nightwish - еще не группа, а просто некий проект - были совсем не металлическими, а красавица Тарья только начинала свое обучение в Академии им. Сибелиуса. Хотя пела она, по ее словам, чуть ли не с рождения, и вокал ее уже тогда был не менее профессиональным, прозрачным и “оперным”. Лидер группы и автор песен Туомас характеризует имидж группы так: “одна красавица и четыре чудовища”. Тяжелее всех приходится самой красавице. Судите сами: несмотря на звездный статус, это общая гримерка, полтора-два месяца в одном автобусе с одними и теми же четырьмя парнями, негде помыться, накраситься и т.д. Поначалу Тарья очень нервничала, но вскоре привыкла и сама стала чувствовать себя настоящим парнем. При этом она старается оставаться женщиной и “делать все то, что делают нормальные женщины. Многие из них говорят мне “У тебя такая классная жизнь! Ты все время катаешься с парнями на туравтобусе! - жалуется Тарья. – Я им всем отвечаю: “Попробуйте сами и увидите, понравится вам это или нет”.