Очевидно, что у Москвы должен быть джазовый фестиваль. Слишком велик наш город и слишком много в нем драйва. Да и традиции говорят о том, что джаз и Москва – братья навек. Однако последнее время джазовая жизнь столицы распалась на фрагменты локальных фестивалей и дым-туман ночной клубной суеты. Большого эпохального события явно не хватает. Теперь есть надежда на возрождение традиций. Пятилетний юбилей фестиваля “Джаз в саду “Эрмитаж”, совпадающий с 80-летием российского джаза, собирает чрезвычайно представительную компанию музыкантов. Ожидается участие живых легенд отечественной музыки: Олега Лундстрема, Алексея Козлова, Анатолия Кролла, Георгия Гараняна, Давида Голощекина, Игоря Бриля, Игоря Бутмана, Владимира Данилина, Алексея Кузнецова, Григория Файна. Естественно, что пришедшие увидят и молодые таланты:– певицу Карину Кожевникову, пианиста Владимира Нестеренко, ансамбль из Питера “Doo Bop Sound”.
Основной же приманкой для зрителей кроме отличной, позитивной музыки под открытым небом станет приезд большой компании заграничных виртуозов. Испанцы “Flamenco-Jazz” не нуждаются в представлении. Жаркое солнце, синее море, узкие улочки древних городов и сухой стук кастаньет – все это слышится уже в названии ансамбля. Главный у них – гитарист Франсиско Молина, ученик Пако де Лусиа. Другой полюс европейской джазовой сцены будет представлен ансамблем “Tango In Jazz”. Коллектив шведско-аргентинский, а руководителя и трубача зовут Густаво Бергалли, поэтому южная кровь будет кипеть на сцене и в этот вечер. Конечно, программма “Tango” не обойдется без замечательных классических мелодий. Но не меньший интерес будут представлять композиции великого Астора Пьяццоллы.
Джазовый фестиваль неполноценен, если на нем нет никого из страны, где родилась эта музыка. Это могут быть белые яппи в шикарных костюмах или клевые толстые негры. В любом случае джаз из США – это точка кипения любого форума. Приезжающий на этот раз чикагский септет “Dave Boykin Expanse” представит на суд зрителей программу близкую к экспериментальной, авангардной джазовой школе. В качестве “хэдлайнера” фестиваля выступит один из лучших альт-саксофонистов в истории джаза – американец Гэри Бартц. Возможно появление на праздничной афише имен джазменов из Норвегии, Бразилии, Израиля, Чехии и Эстонии.
За несколько лет фестиваль “Джаз в саду “Эрмитаж” успел приобрести массу друзей. Члены Московской ассоциации джазовых журналистов дважды (в 1998 и 2000 годах) признавали его главным джазовым событием года. Многочисленным восторгам в прессе, казалось, не будет конца. Это очень понятно. И сознательно, и подсознательно публика и журналисты очень скучают по настоящей музыке, от которой распахивается душа, хочется летать и делать всем подарки. Все устали от надуманных теле- и радиозвезд, неуклюже совершающих просчитанные до миллиметра движения в поисках рынка сбыта своей продукции. Даже самый изощренный PR, когда его слишком много, оставляет привкус пластмассы.
Количество зрителей на фестивале растет из года в год, и нет никаких причин для того, чтобы в этом году не были сохранены все старые добрые традиции и не появились новые. И если утром в понедельник над центром города возникнет легкий мираж старого колесного парохода с джаз-бэндом на корме, удивляться не стоит.