Оперные певцы поют попсу, дирижеры грозят самосожжением, в Доме музыки публику развлекают фольклорными драками... Журнал «Ваш досуг» рассказывает об актуальных тенденциях в мире классической музыки.
Артисты с многотрудным консерваторским образованием желают любой ценой выйти из узких академических залов на просторы всенародной любви. Вот метнулся Хворостовский в жесткий кроссовер (музыкальный стиль, синтез классической и поп-музыки — прим. «ВД») в проекте Игоря Крутого «Дежавю» — и получился набор не запоминающихся песен среднего качества, разочаровавший поклонников неподражаемого Евгения Онегина. А вот на «Декабрьских вечерах» в Пушкинском музее немецкая оперная певица Симона Кермес отпела Генделя с драйвом рокерши, добавив на бис The Man I Love Гершвина. Понравилось всем.
Владимир Юровский
В пику режиссерскому диктату дирижеры все чаще устраивают концертные исполнения опер — так больше внимания к музыкантам, а не к сценическим чудесам. Для этого приглашаются «звезды». Титул, конечно, уже настолько расхож, что даже и сомнителен — ими пестрят все афиши всех залов. Тем не менее, нашему бледнолицему народу всегда приятно посмотреть на какого-нибудь свеженького загорелого Ромео. Из реальных звезд в ближайшее время к нам привезут только одну — американское сопрано Рене Флеминг. 19 февраля ее концерт пройдет в Доме музыки. Программа до сих пор неизвестна: наверное, настоящая звезда имеет право на скрытность.
Схлынула мода на аутентичную музыку — то есть, исполняемую якобы в исторической манере. Аутентистов теперь множество, и очень даже ученых, а в итоге ценится все тот же драйв, заимствованный у рокеров. Тут дело обстоит так. Раньше все, кто не тянул на солистов, уходил в старинную музыку. Там вроде бездарность не очень слышно. Сегодня этот прием уже не работает — скрипками XVIII века мало кого удивишь. Главное — качество исполнения, а на чем ты играешь — не так важно.
Еще один пример смешения жанров для расширения аудитории — приглашение на концерты драматических артистов. Дирижер Владимир Федосеев часто зовет для выступления Михаила Филиппова или Дарью Мороз, чтобы и начинающим неофитам, заинтригованным знакомыми именами, легко было бы высидеть большой симфонический концерт, не пересчитывая при этом от тоски органные трубы.
Хмурый Михаил Плетнев, идейно сконцентрированный на русской симфонической классике, вдруг только что не без удовольствия продирижировал «легкими» Дунаевским и Цфасманом. Увертюра к «Детям капитана Гранта» сейчас вообще в большой моде. Ее исполняет даже «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко, считая, что это достойнейшая музыка. А Плетнев максимально расширяет программы своего Российского национального оркестра. Например, 14 апреля он дирижирует Шестой симфонией Брукнера, а 12 мая — Скрябиным, «Бабой-Ягой» Лядова и «Зачарованным царством» Черепнина. Попытка выстрелить сразу во все прицелы — одни слушатели придут на один концерт, другие — совсем на другой. Вот масштабный охват публики.
По своему борются за зрителя молодые музыканты. Прямо-таки античное состязание ведут дирижеры нового поколения Теодор Курентзис и Владимир Юровский. Внешне оно никак не проявляется. Но публика не устает сравнивать двух стройных 37-летних красавцев, манерами похожих друг на друга, как азиат Чингисхан на западника Петра Первого.
Теодор Курентзис
Когда-то Курентзис пугал, что в знак протеста против академической рутины обольет себя нефтью и устроит сеанс самосожжения у памятника Маяковскому. Нефть ушла по прямому назначению, а Курентзис недавно преотлично провел в Большом театре премьеру оперы «Воццек». И он, и Юровский справедливо приглашены в главный театр страны к сотрудничеству на серьезные премьеры.
Вечная беда Москвы — нехватка концертных залов. Большой зал консерватории летом на год закроется на ремонт к XIV конкурсу им. Чайковского. На сколько лет? Филармония вовсю полирует свой Зал им. Чайковского, монтируя под потолком акустические щиты. Вот бы отдать ей под концерты еще и Колонный зал Дома Союзов. Но его теневой хозяин — Кремль — никого и близко не подпускает к спецобъекту. Филармония экспериментирует в новом Камерном зале там же, на Триуфмальной площади, одновременно возвращая винтажный вид историческому вестибюлю, изрядно попорченному арендаторами-лавочниками. Есть еще Дом музыки на Павелецкой с тремя отличными залами — большим Светлановским, Камерным и Театральным. Но на его сайт всегда смешно зайти: блюзы-фламенко, чечетки-волынки… Скоро в Светлановском зале зарядят абонемент «Боевые искусства» с древнерусским мордобоем. То-то будет классика!
Увы, современная академическая музыка не играется почти нигде. Всех новинок года стоили лишь «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке в интерпретации Юровского и концерт в поддержку Ходорковского, где звучала музыка Валентина Сильвестрова и Арво Пярта, редкая у нас, как устрица в рационе сантехника.
Где хорошо пошли современные опусы — так это под немое кино. Недавно композитор Ираида Юсупова впечатляюще озвучила в Камерном зале Дома музыки фильм Мурнау «Носферату». В 2010 году в Камерном зале филармонии молодые, честолюбивые и совершенно безвестные композиторы собираются причаститься к «Метрополису» Ланга (25 февраля), «Огням большого города» Чаплина (25 марта) и «Андалузскому псу» Бунюэля (22 апреля).
Никакого прорыва, как «Аватар» в кино, в музыке пока не случилось. Хотя критики так и ждут его, перебегая с одного концерта на другой... Нет, зря все-таки композитор Владимир Мартынов в новой книжке «Казус Vita Nova» обозвал их «ленивыми свиньями». Может, и есть такие. Но покажите, кто из музыкантов сегодня мечет сплошной жемчуг? А в этом году жди и вовсе мелкого бисера.
Куда движется классика?
Оперные певцы поют попсу, дирижеры грозят самосожжением, в Доме музыки публику развлекают фольклорными драками.