12 октября в «Лужниках» ожидается аншлаг, причем по обе стороны сцены. Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Гарик Сукачев, «Настя», «Пикник», «Браво» и другие будут приветствовать Вячеслава Бутусоваи поздравлять его с 20-летием группы «Наутилус Помпилиус».

Вячеслав Бутусов познакомился с Дмитрием Умецким в 1978 году. Они были студентами Свердловского архитектурного института, но в головах у них был один и тот же рок-н-ролльный ветер. Что и привело к записи альбомов «Али-Баба и сорок разбойников» и «Переезд». Это был нервный «почти панк» –  Бутусов отчаянно кричал тексты в жанре нелегкого абсурда.

После поездки в Питер и знакомства с ведущими музыкантами знаменитого рок-клуба «наутилусы» резко пересмотрели свою музыкальную идеологию и начали играть «новую волну». В 1985 году появился альбом «Невидимка», включающий хиты «Князь тишины» и «Прощальное письмо» («Гуд бай, Америка»). Бутусов начал петь в привычной теперь для слушателей манере: нервная заунывность и душераздирающие интонации. Вокал, который отличает неученого гения от образованных посредственностей. И сердца слушателей дрогнули. «Америка» стала гимном поколения, понимающего, что что-то уходит, но еще не знающего, что именно.

В это время, желая избежать путаницы с московским «Наутилусом» Маргулиса – Кавагоэ, группа стала называться «Наутилус Помпилиус».

В 1986 году она записала альбом «Разлука». На нем появился саксофон Алексея Могилевского – один из фирменных знаков группы. Этот альбом – высшая точка развития русского рока вообще. Феноменальное выступление на фестивалях в Черноголовке и Подольске сделало группу на долгое время №1 в русском роке. После «Я хочу быть с тобой», последнего чуда, которое удалось «Нау», золотой период группы подошел к концу…

В 90-е, несмотря на модный гитарный саунд «Наутилуса» и ритмическую изысканность песен Умецкого, их всероссийская слава угасла. Отчаянные движения вроде записи с известным продюсером Биллом Нельсоном приводили к интересным результатам, но не более того. Недавно Бутусову удался хит – песенка «Настасья». Но он сам, отчаянно сопротивляясь легковесной поп-известности, облек ее в странные урбанистические тембры и анархически свободную аранжировку. Однако «Нау» помнят и любят. Шоу-вечер в «Лужниках» обещает быть великолепным, ожидается участие многих музыкантов, игравших в группе в разные годы. Только вот волшебство «Нау» не вернуть никакими массовыми мероприятиями...

И это все о них

 

Евгений Хавтан

рок-музыкант

«Наутилус» – самый яркий представитель уральского рока. Эта группа заметно повлияла на всю российскую рок-музыку. Я много общаюсь со Славой Бутусовым и могу сказать, что в жизни он очень приятный человек с потрясающим чувством юмора. «Наутилус Помпилиус» прошел длинный путь становления и зрелости. Это знаменательно, потому что сегодня многие группы быстро забываются. В раннем периоде творчества ребята были какими-то по-детски крикливыми. Сегодня они проверенные, умные, глубокие и зрелые исполнители.

 

Диана Арбенина

«Ночные Снайперы»

Впервые я услышала «Наутилус Помпилиус» в 1988 году, это был альбом «Разлука». Он так меня зацепил, что до сих пор не отпускает. У «Наутилуса» мне нравится практически все, в том числе альбом «Яблокитай», который много критиковали. «Наутилус» – самая фатальная группа в нашей стране, с безусловно харизматичным солистом Бутусовым и такими  профессионалами, как Леша Могилевский, Гога Копылов, Олег Потапкин.

 

Алексей Колодицкий

«Точка Росы» 

Я увидел «Наутилус» на концерте в ДК МАРХИ году в 1985–86-м. Это было просто супер! Я понял тогда, к чему надо стремиться. Для поколения конца 80‑х – начала 90-х «Наутилус Помпилиус» – знак времени. Из всех альбомов «Нау» больше всего люблю «Разлуку», а самая любимая песня, как ни странно, «Крылья». С удовольствием прослушиваю их записи и с интересом слежу за сольным творчеством Бутусова. Это не хуже и не лучше, чем «Нау», это совершенно другое. Но «Наутилус» ближе сердцу: на их музыке мы росли и вырабатывали жизненные принципы.

 

Марина Черкунова

«Total»

Мое первое знакомство с творчеством «Наутилуса» «Я хочу быть с тобой». Тогда на фо-не тотального засилья поп-музыки она звучала как откровение. Песню сразу все подхватили: это был какой-то всеобщий оргазм! До сих пор «Я хочу быть с тобой» остается моей самой любимой композицией у «Наутилуса». И еще, пожалуй, «Гуд-бай, Америка!» Вообще к «Наутилусу» отношусь трепетно: под музыку группы прошла моя молодость.

 

Настя Полева

«Настя»

Я знаю ребят из «Наутилуса Помпилиуса» со дня основания их группы. Даже помню, как эта команда выступала под названием «Али-Баба и сорок разбойников». Сначала они заимствовали музыку и даже цитаты у английских рок-групп. Потом стали создавать что-то свое. Песни, которые полюбились широкой публике – «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», – мне не очень понравились. Они припопсованные. Я сторонница более грустных, пронизывающих композиций.

На раннем периоде творчество группы отличалось некоторой романтичностью, в начале 90-х с приходом Кормильцева наступил «взрослый» период. Я всегда с большим удовольствием пела их песни. Одну Слава Бутусов написал специально для меня. А последняя моя композиция «Летучий фрегат» была подготовлена к десятилетию группы. Жаль, что проект «Наутилус Помпилиус» закрылся. Вообще срок жизни рок-группы обычно не превышает десяти лет. Последние годы существования «Наутилуса» напоминали агонию. Но коллектив и без того просуществовал довольно долго. И это я считаю своеобразным подвигом. Безусловно, ребята останутся самой яркой, самобытной и впечатляющей группой, которая сформировала российский рок.