Как и многие популярные инструменталисты, Башмет в определенный период своей жизни задумался о создании собственного коллектива. Он уже тогда был избалован приглашениями от различных оркестров. Но создать свое детище, пройти с ним весь путь становления и прославить его на весь мир – совсем другое дело. Так в 1986 году появились «Солисты Москвы». Благодаря авторитету и известности Башмета коллектив быстро набирал обороты и часто гастролировал за границей. В одну из поездок музыканты подписали с мэрией небольшого французского городка договор на постоянную работу. Сам Башмет твердо заявил, что не намерен покидать Россию. Тем не менее многие оркестранты остались, но без Башмета ансамбль очень скоро прекратил свое существование.
Не прошло и года, как Юрий Башмет повторил эксперимент. В «Солисты Москвы» второго созыва были приглашены студенты и аспиранты Московской консерватории. Они привнесли в звучание ансамбля яркость и молодую энергию – все то, что и десять лет спустя является главными качествами коллектива.
Мастерство «Солистов Москвы», помноженное на мощную творческую энергетику Башмета, дает необычайный эффект. Даже критики, обычно высматривающие мелкие огрехи, попадают под воздействие обаяния маэстро и пишут хвалебные статьи. Ансамбль обласкан во всем мире: его хвалят за изящество, тонкость и филигранность трактовок. Особо отмечают редкую способность исполнять давно «заигранные» сочинения так, что они превращаются в совершенно новую и очаровательную музыку.
«Солисты» активно исполняют современные сочинения. Башмет любит играть Альфреда Шнитке, Александра Чайковского, Гии Канчели. Казалось бы, этой музыке как никакой другой нужен дирижер… Но нет: Башмет впереди, альт поет, другие инструменты сливаются с ним в одно целое, а дирижеры, раскрыв рты, пытаются понять, как же обошлись без них…
Откроет юбилейный вечер «Просветленная ночь» Шёнберга (обещают необычное световое оформление). Во второй части концерта Башмет предложит свою версию пьесы Гии Канчели «Time… and again». Полную красот и тишины музыку грузинского композитора маэстро исполняет бесподобно. На «закуску» гостям вечера будет предложено сногсшибательное блюдо: Башмет впервые исполнит концерт Паганини для скрипки(!) в собственном переложении. То, что в позапрошлом веке считалось почти невозможным сыграть на скрипке, будет исполнено на альте. Не зря же кто-то назвал Башмета «Паганини альта»!