20 февраля в Концертном зале им. П.И. Чайковского выступит Оркестр Гленна Миллера. Мелодии легендарного музыканта прозвучат в самом оригинальном исполнении.
Оркестр Гленна Миллера под управлением Уила Салдена
Гленн Миллер остался в истории фигурой полулегендарной, вроде Антуана Сент-Экзюпери. Тот был писателем, этот — джазменом-летчиком. 37-летний потомок американских пионеров руководил баснословно популярным и самым высокооплачиваемым оркестром мира, когда США в 1941-м вступили в войну с Японией. Недолго думая, Миллер собрался добровольцем на фронт, в военно-воздушные силы. Однако по причине не самого юного возраста и слабого здоровья на передовую его не пустили. И все же для победы над фашизмом Глен Миллер сделал куда больше, чем иной экспедиционный корпус. Он создал военный джазовый биг-бэнд. Чтобы, как было сказано в его письме министру обороны, «вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного радости в их сердца». Переезжая с одной военной базы союзников на другую, музыканты Миллера играли свинг — танцевальную, позитивную и даже не совсем приличную по тем временам разновидность джаза, которая невероятным образом поднимала дух солдат антигитлеровской коалиции.
Таким же вселенским шлягером стал и фильм «Серенада Солнечной долины» (1941) с композициями Оркестра Гленна Миллера. Смотрели его даже в Германии, хотя там за это могли отправить в концлагеря. А ведь в фильме не было политики — только любовь, музыка и танцы. Но с человеконенавистническими идеями они сражались не хуже танков. Под простые, красивые и запоминающиеся мелодии Миллера вроде Tuxedo Junction, Kalamazoo, String of Pearls признавались в любви и мечтали о счастливой мирной жизни.
Эти мотивы пережили и своего создателя, и свое время. Количество обработок композиций тромбониста-летчика не поддается исчислению. Неоспоримый факт: все наши знаменитые джазмены от Алексея Козлова до Георгия Гараняна учились своему искусству именно на них. А стиляги делали состояния, записывая их на пресловутые «пластинки на костях». И если в конце войны, когда мы с американцами были союзниками, Moonlight Serenade и In The Mood вовсю звучали из уличных репродукторов, то во времена Холодной войны за хранение знаменитой «Чаттануга Чу-Чу» можно было вылететь из института, а то и из комсомола. Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь…
Кстати, сам Миллер в декабре 44-го тоже вылетел — из Лондона в освобожденный Париж. И пропал без следа. Ни его самого, ни его самолета так и не нашли. Самые романтичные поклонники Отца Свинга утверждают, что он до сих пор жив и стал первым поселенцем Блаженного Острова Гениев, где к нему впоследствии присоединились Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Джон Леннон. Есть и другая версия, согласно которой неугомонный музыкант все-таки долетел до Парижа, но умер от инфаркта в постели некой веселой вдовушки. А историю с таинственным исчезновением придумали, дабы сохранить героический образ великого джазмена...
Так или иначе, Гленн Миллер и его музыка не только целая эпоха, но и дорогой и узнаваемый бренд. И потому за право называться оркестром его имени боролись и борются лучшие музыканты разных стран и народов. Оркестр Гленна Миллера под управлением Уила Салдена — этакий официальный клон главного американского коллектива. Он представляет интересы Glenn Miller Productions, Inc. (джаз тоже может быть бизнесом!) на территории континентальной Европы. И состоит из европейских музыкантов экстра-класса, прекрасно разбирающихся в джазе. Так что все разговоры о второсортности можете забыть. В этом году оркестр представит программу The Very Best of Swing, включающую в себя множество великих мелодий 40-60-х годов. Есть там и музыка к фильму «Серенада Солнечной долины», которая стала символом вечно молодого свинга. И продолжает волновать сердца людей, как и полвека назад.
20 февраля, 19.00, КЗЧ
Оркестр Солнечной долины
В КЗЧ Оркестр Гленна Миллера под управлением Уила Салдена исполнит композиции из репертуара своего легендарного отца-основателя.