Весь апрель и почти половину мая в Москве повсеместно будет звучать музыка. Дирижер Валерий Гергиев проведет в столице Девятый Пасхальный фестиваль.
Музыкальные сенсации, суперзвезды-сюрпризы, колокольный звон по всему городу и огненный темперамент маэстро — все это прилагается к мощнейшей программе главного весеннего фестиваля.
Валерий Гергиев
Никого больше не интересует, почему Гергиев всегда небрит, сколько часов в сутки спит и спит ли вообще, дирижирует ли палочкой или каким-то карандашиком. Его честолюбие вынесено за скобки. Все эти не имеющие к музыке вопросы сметены мощью его проектов, частыми премьерами неслыханных у нас вещей. Вот и на Девятый Пасхальный фестиваль в Москву он привезет «Троянцев» Берлиоза, а в Санкт-Петербурге представит «Мистерию апостола Павла» Николая Каретникова. Грех не признать: в России еще не было такого феерически деятельного музыканта.
Да, правда: при первом взгляде на Гергиева думаешь, что этот человек способен производить только хаос. А он — настоящий музыкальный броневик! Первый Пасхальный фестиваль, предложенный им мэру Москвы в 2002 году, всем казался ковровой дорожкой в столицу с целью ее захвата. Бродили слухи, будто Мариинку сольют с Большим. Но, кажется, Гергиеву теперь гораздо комфортнее диктовать Москве свои непререкаемые условия, со свистом прилетая сюда эдаким метеоритом и мгновенно покидая столицу, покуда публика еще не успела закрыла рот.
Свойство Гергиева фанатично доводить дело до конца почти ужаснуло на Втором Пасхальном фестивале в 2003 году. Тогда главным событием объявили «Бориса Годунова» на Соборной площади Кремля. И на тебе — дождь! В девять вечера вымокшим зрителям на деревянных трибунах раздали казарменные одеяла. В десять на высоком наклонном помосте, посыпанном песком, чтобы артисты не падали, начался спектакль. Из оркестра оставили только медные духовые, из тайных подвалов Кремля приволокли рояль. А маэстро вышел весь в черном блестящем — непромокаемый, как какой-нибудь шведский рыбак в сильный шторм в старом кино. Тут-то и ливануло как из ведра. Этот двойной спектакль он довел до конца. Но и публика досидела!
Так что надежность Гергиева равна по крайней мере его воле и физической прочности. У нас могут, ломая все международные графики, отменить конкурс Чайковского, но гергиевский фестиваль проходит в Москве ежегодно, как штык. Устоялись и четкие рамки: от первого дня Пасхи до Дня Победы.
Программы на заре фестиваля составлялись совсем уж «из подбора» (так говорят в театре, когда новый бюджетный спектакль обеспечивают старыми костюмами — что на кого налезет). Тогда Гергиев брал все, что подворачивалось под руку. Некоторая петрушка выходила и с концепцией. Валерий Абисалович, вероятно, чистосердечно считал уместным исполнять на Пасхальном «Жар-птицу» Стравинского с «Поганым плясом Кащеева царства», пугая православных. Или «Весну священную» того же Стравинского со сценой кровавого языческого жертвоприношения — возможно, слух патриарших цензоров ласкало коварное название. Впрочем, Церковь ежегодный дар Гергиева неизменно благословляет. Ведь ее собственные фестивали оборачиваются в лучшем случае пособием для дешифровальщиков крюковой нотной записи XI века. Слишком уж они «для специалистов».
Гергиевские программы разношерстны именно потому, что он изначально создавал фестиваль светский — по образцу традиционных европейских. В самом деле, почему в других музыкальных столицах люди умеют радоваться большому историческому и духовному празднику, а у нас — только яйца крашеные с куличом да растяжки «Христос Воскресе» на Тверской?
Главную тему каждого Пасхального фестиваля Гергиев обозначает, скорее, ради деловых партнеров — для галочки в их гроссбухе. Конечно, запомнился Четвертый Пасхальный в 2005 году, посвященный 60-летию Победы. Особенно выступление маэстро с Объединенным молодежным оркестром стран-участниц Второй мировой войны. Пятый посвятили Шостаковичу (к 100-летию); Шестой – Стравинскому (к 125-летию); Седьмой – самой Мариинке (к 225-летию). А Восьмой — курьезно, как это иногда ненароком выходит у Гергиева — 200-летию Гоголя. Николай Васильевич от души посмеялся бы скрипочкам и флейточкам в свою честь (посвящение выразилось в премьере новой оперы «Коляска» Вячеслава Круглика, история которой, возможно, на этом и закончилась).
Тема нынешнего, Девятого фестиваля не имела альтернативы: 65-летие Победы. Много билетов раздадут ветеранам. А 9 мая в 14.00 на Поклонной горе Мариинский оркестр, как магнитом, стянет к сцене праздную публику. И кто ни разу не слыхал и не видал этого — стоит сходить. Хотя бы для того, чтобы почувствовать разницу между трулялюшками на соседних эстрадах и мощной стихией русской симфонической музыки — например, увертюрой к «Руслану и Людмиле», которой так вдохновлялся Булгаков. Или мелодиями «Щелкунчика», что не испортишь никакими ярмарочными динамиками.
Другие яркие концерты фестиваля — выступление хора Шведского радио в БЗК (4 апреля в 15.00 — си-минорная Месса Баха; 5 апреля — «Немецкий реквием» Брамса и его Второй фортепианный концерт). Со шведами сыграет почтенный бразильский пианист Нельсон Фрейре. С самим Гергиевым на торжественном открытии 4 апреля в 19.00 в БЗК — Денис Мацуев (он будет солировать в «Каприччио» Стравинского). Из Мариинки привезут два абсолютных оперных раритета в концертном исполнении. 6 апреля это «Дон Кихот» Массне с великим Феруччо Фурланетто в заглавной роли; 12-го — дилогия Берлиоза «Троянцы» с хорами и симфонической картиной сражения, требующей мощного драйва. Этот колосс, по словам Гергиева, не по силам сейчас ни одному другому российскому театру (читай: не говоря уже о дирижере). Любителям модных барочных древностей предназначен концерт аутентичного ансамбля Le Concert des Nations Жорди Савалля (7 апреля). Все — в БЗК.
Девятый Пасхальный, кроме Москвы, прорастет еще в 30 городах. Но ядро программы, как всегда, в столице. Здесь выступят и все приглашенные хоры — дадут бесплатные концерты в церквах, а заключительный гала — в Зале им. Чайковского (7 мая).
Звонильная программа фестиваля считается самой масштабной в мире. И как иначе, если именно в Москве живет корифей этого дела (от отлива колоколов до собственно звона) Игорь Коновалов. Изюминка составленной им программы — возрожденные вереницы звонов. Как когда-то ехал государь — и весь его путь отмечался по цепочке звуком, летящим от колокольни до колокольни. Вереницы в этот раз будут представлены Замоскворецкие (7 апреля) и Таганские (5 мая). Исключительное впечатление производят колокола Зарядья: Храмы Казанской Божьей Матери и Василия Блаженного (22 апреля с 14.00). И звон Новодевичьего монастыря (29 апреля, с 15.00), где по традиции складывается целый импровизированный концерт со множеством исполнителей.
Пожалуй, не стоит особо стремиться лишь на торжественное закрытие фестиваля в Дом музыки. В партере засядут чиновники с женами; а атмосфера официоза даже Гергиевым преодолевается с трудом. Да и программа пока неизвестна. И прорываться стоит лишь в том случае, если Валерий Абисалович в последнюю минуту вытащит в Москву кого-нибудь из суперзвезд — как китайского пианиста-«эквилибриста» Ланг-Ланга на Седьмом фестивале. Ведь Гергиев, во-первых, мастер организовывать вокруг себя мировую элиту, а во-вторых, в хорошем настроении умеет и элегантно похулиганить. Помнится, как-то дирижировал «Болеро» Равеля одними плечами, держа в руках букетище цветов. Какие после этого споры о дирижерской палочке.
Пасхальный фестиваль: не куличом единым
С апреля в Москве повсеместно будет звучать музыка. Дирижер Валерий Гергиев проведет в столице Девятый Пасхальный фестиваль.