Важнейшим из всех видов хауса для нас является дип-хаус. Мы говорим дип-хаус, подразумеваем Мэтью Херберт. И наоборот. Эти две непреложные истины знакомы каждому порядочному поклоннику современной танцевальной электронной музыки. 1 ноября в клубе «Шестнадцать тонн» будет то, что называется big davka. В Москву в третий раз с дружественным визитом прибывает высокопоставленный гость из Великобритании –Мэтью Херберт! Dr. Rockit, Radio Boy, Wishmo­untain, Herbert и еще с десяток менее известных имен – за всеми ними скрывается один человек. В английских танцевальных чартах иногда появляется неожиданная композиция неизвестного автора, сразу занимающая первые места как в хит-парадах, так и в сердцах слушателей. Она отличается характерным, прямым, но ловко увешанным слабыми долями битом, необычайной глубиной и мягкостью тембра звуков, имеющих либо «неземное», либо подчеркнуто бытовое происхождение (скрип двери, шум воды или стук чайной ложки о блюдечко), с непременным минималистичным звучанием фортепиано, отстраненно наигрывающим какую-нибудь нежную мелодию. С большой долей вероятности можно предположить, что это под очередным псевдонимом выпустил новый шедевр Мэтью Херберт. Имея академическое музыкальное образование, он подходит к сочинительству со своими строго разработанными правилами:

PCCOM (PERSONAL CONTRACT FOR THE COMPOSITION OF MU­SIC):

1. Нельзя использовать уже существующие звуки (драм-машины, стандартные звуки синтезаторов);

2. Использовать можно только сэмплы, созданные из звуков собственного изготовления. По окончании работы эти сэмплы должны быть уничтожены;

3. Запрещается использовать сэмплы чужой музыки и эмуляцию живых инструментов;

4. Приветствуется звучание настоящих, живых инструментов, голоса, а также различного рода случайных шумов;

5. Все ошибки и любые непредсказуемости в процессе записи трека имеют такое же значение, что и первоначальный замысел.

Мэтью Херберт пытается сделать для электронной музыки примерно то же, что Ларс фон Триер со своей «Догмой» для кино, – оживить, натурализовать, избавить от характерной для последних лет замены непрерывной, живой передачи ощущений и мыслеформ дискретностью шаблонов и стереотипов. Это – протест против конвейера коммерческой музыки. На последнем диске Herbert «Bodily Functions» (2001) восемь треков из четырнадцати соответствуют концепции PCCOM. Альбом чрезвычайно красивый, с тремя безусловными хитами, выпущенными в виде синглов («The Audience», «Leave Me Now», «Sud­denly»), с вокалисткой Дани Сицилиано, которая также пишет тексты и играет на кларнете. Сам Херберт, как обычно, исполнил партии фортепиано и скрипки. В 2002 году вышел тройной винил и двойной CD с ремиксами Херберта на знаменитые «Sing It Back» (Moloko), «Pagan Poetry» (Бьорк) и «Bonnie & Clyde» Сержа Гинзбура. Совсем недавно были выпущены ремиксы «I’ve Been High» (REM) и «I’m Not Getting Enough» (Йоко Оно). Совершенно новый проект Херберта, живой и джазовый Matthew Herbert Big Band с обширной духовой секцией выступил этим летом на Montreux Jazz Festival. Материал для первого альбома биг-бэнда уже записан на Abbey Road Studio и выйдет через несколько месяцев. Также в начале 2003 года ожидается новый альбом Dr. Rockit – «Veselka’s Diner».

В Москве Мэтью Херберт уже был дважды, в 1998 и 1999 годах. Его ночной диджейский сет в «А-Клубе» в мае 99-го без преувеличения – одно из ярчайших явлений в московской музыкальной жизни. Не сомневаемся, что выступление Херберта в «Шестнадцати тоннах» запомнится вам надолго.

1 ноября. Клуб «Шестнадцать тонн», ул. Пресненский Вал, 6. 253-53-00