В Москве выступит знаменитый оркестр Дюка Эллингтона. Он уже приезжал в Россию. Страна тогда называлась СССР, великий Дюк сам управлял своим биг-бэндом, а на дворе стоял 1971 год...

Пол Эллингтон– продолжатель «семейного бизнеса». Он руководит оркестром, который создал его великий дед Дюк Эллингтон.

Биг-бэнд (большой джазовый оркестр) сейчас не в фаворе, коллективы, которые были фантастически популярны в 40-е годы, давно распались и исчезли в тумане времени. И только оркестр Эллингтона, как старый потрепанный фрегат, преодолел все шторма и рифы – смерть лидера, уход солистов, перемены музыкальной моды – и добрался до нашего времени.

Руководит оркестром внук основателя Пол Мерсер Эллингтон, и, конечно, оркестр сыграет музыку, связанную с именем Дюка: «Caravan», «Creole Love Call», «Indigo Mood», «In A Sentimental Mood». Будут ли музыканты играть программную «Black, Brown and Beige», сказать трудно. В составе уже нет знаменитостей уровня Барни Бигарда или Коулмена Хокинса. Но великолепно отлаженный оркестр, безусловно, сохранился.

Дюк Эллингтон не был великим композитором и даже пианистом-виртуозом, он был носителем объединяющей идеи. Его оркестр «разговаривал», передавая тему от одной группы инструментов к другой, переливаясь небывалыми красками и завораживая оригинальным звуком. В этот вечер желающие смогут вживую услышать звук, который уже десятки лет радует весь мир, раздаваясь с миллионов кассет и пластинок.

 

Повелители свинга

• Еще подростком увлекавшийся регтаймом Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон (1899–1974) организовал оркестр «Вашингтонцы». Постоянную работу музыканты получили в знаменитом гарлемском «Коттон-клубе» – ночном клубе для белых, воспетом Фрэнсисом Копполой в одноименном фильме. Прямые радиотрансляции из этого клуба сделали оркестр Эллингтона известным по всей стране.

• Дар композитора, аранжировщика и пианиста Эллингтон сочетал с талантом руководителя: с 1927 по 1941 год состав его оркестра почти не менялся!

• В 1932 году появилась песенка «It Don’t Mean A Thing If It Ain’t Got That Swing» («Без свинга это ничего не стоит»), сочиненная для вокалистки Айви Андерсон. С легкой руки Эллингтона слово «swing» (раскачка) вошло в историю музыки как название танцевального стиля 30-х годов – от Гленна Миллера до Вуди Германа.

• За 50 лет через оркестр Эллингтона прошло множество великих музыкантов: баритон-саксофонист Гарри Карни, Джонни Ходжес, игра на альте-саксофоне которого остается одним из самых замечательных достижений джаза, Джо Нэнтон, мастер «говорящего» тромбона, Барни Бигард, кларнет которого привносил в звучание оркестра «новоорлеанские» краски.