Приезжающих в Москву виброфониста Гэри Бертона и пианиста Макото Озоне пресса дружно окрестила супердуэтом. Но «супер» в этом маленьком коллективе один – Бертон.

Виброфон – для нас родной инструмент. Первые шаги к высотам музицирования мы делаем в детском саду, упоенно колотя по блестящим пластинкам ксилофона – младшего брата виброфона. Настоящий большой виброфон – инструмент джазовый. Он звучит нежно и легко. На нем просто нельзя сыграть «завернуто» или противно. Удивительно, что в истории джаза так мало великих виброфонистов. Обычно вспоминают легкую музыку Лионеля Хэмптона, мощную игру основателя Modern Jazz Quartet Милта Джексона, а в первую очередь, разумеется, Гэри Бертона.

Он по праву носит титул лучшего виброфониста мира. Уже в середине 60-х были очевидны самостоятельность и оригинальность стиля Бертона, ставшего одним из бесспорных лидеров стиля cool – «прохладного» джаза. Бертон играл четырьмя молоточками, что приближало его музыку к насыщенному звучанию фортепиано и духовых. Потом собрал собственную группу и открыл оригинальный вариант джаз-рока.

В 70-х с ним играли все звезды – Стефан Грапелли, Пэт Метени, Кейт Джаррет. Альбомы, записанные им с пианистом Чиком Кориа, одни из лучших дуэтов в истории джаза. Воздушная, «виброфонная» манера игры Кориа и то, что Бертон первое музыкальное образование получил как пианист, приводили к тому, что инструменты менялись местами, устраивали соревнование и плели мягкую и загадочную музыкальную паутину...

В 80-х в группе Бертона появился молодой пианист – японец Макото Озоне. Однако дальше их карьеры развивались параллельно. Бертон записывал фьюжн и кул-джаз, участвовал в звездных проектах, например в нашумевшем «Six Pack», где вместе с ним играли шесть джазовых гитаристов во главе с Би Би Кингом. Озоне тем временем выпускал свои альбомы.

В нынешнем дуэте Бертон, конечно, главный. Публика пойдет слушать его виброфон. Но нужно помнить, что Бертон талантливейший аккомпаниатор и никогда не вылезает вперед, если этого не требует музыкальная логика. Ему и самому, наверное, интересно посмотреть, чему научился за эти годы его «молодой» сорокалетний друг.

Ждем-с

Алексей Козлов, музыкант

Гэри Бертон один из величайших музыкантов джаза за последние 50 лет. От других виртуозов он отличается изысканностью, тонкостью, широтой мышления. Бертон играет разную музыку, даже фьюжн, хотя его инструмент не совсем подходит по звучанию для этого жанра. Дуэт Гэри Бертона и Макото Озоне – уникальное явление. Бертон первым начал играть камерную музыку, не вписывающуюся в рамки джаза. Меня очень радует, что у нас есть ценители тонкого джаза, которые могут оценить непростое искусство Бертона. Именно искусство, в то время как у многих других музыкантов вместо него – голая техника, «высокий американский стандарт». Сегодня джаз часто становится соревнованием в скорости. Гэри Бертон ни с кем не соревнуется, просто играет искреннюю чистую музыку.

 

Георгий Гаранян, музыкант

Гэри Бертон потрясающий музыкант высокого класса. Он был на гастролях в России лет 10–15 назад, многие любители музыки помнят его с тех пор. У Бертона очень редкий инструмент, на виброфоне играют всего несколько музыкантов в мире. Бертон делает это не просто виртуозно, он предлагает новую технику игры. Думаю, что любителей джаза ожидает настоящий праздник!